Найти тему

Быт жителей Куликова поля. Русского мужика без каши не накормишь

Оглавление

Продолжаем рассказывать о быте жителей Куликова поля в конце XIX – первой половине ХХ веков.

В наши дни мы почти не знаем ограничений в питании, но еще совсем недавно – всего каких-то 100 лет назад - рацион крестьян значительно отличался от нашего повседневного.

Жизнь крестьян Куликова поля, как и на всей территории России, была строго подчинена раз и навсегда установленному ритму, традициям. От рассвета до заката, от пахоты до жатвы, от поста до мясоеда — из года в год, из века в век. Крестьянин питался от трудов своих. Многие крестьянские традиции прошли сквозь века и сохранялись вплоть до двадцатого столетия.

Каша

Второе по популярности блюдо (после хлеба) на крестьянском столе – каша. Каши делились на два типа по уровню густоты – «размазня» и густая. Но были и каши, которые можно назвать едой экстренного типа – в котелок бросали всё, что было под рукой.

Каша была одноим из самых популярных блюд и на Куликовом поле. Каша сопровождала куликовцев от рождения до смерти. Ни одно большое или маленькое событие в жизни людей не обходилось без каши.

Ели кашу все — и богатые, и бедные. На Руси был обычай подносить отцу новорожденного блюдце с сильно посоленной кашей, чтобы он знал, как круто пришлось его жене во время родов. Кашу подавали на свадьбе молодоженам. Кашу подавали и на поминки. Есть даже праздник каши — 26 июня на Акулину-гречишницу. В этот день полагалось варить кашу перед посадкой гречихи, да лучше рядом с гречишным полем.

Святая Акулина, русская икона конца XIX — начала XX века.
Святая Акулина, русская икона конца XIX — начала XX века.

Каши в регионе Куликова поля ели овсяные, гречневые, просяные, гороховые. Из гречки варили «крутую кашу». Для ее приготовления крупу гречневую перебирали, промывали и поджаривали на сковородке «докрасна», засыпали в горшок или чугунок крупу до половины объема, перемешивали с растительным, а в скоромные дни — со сливочным маслом, солили, заливали кипятком, еще раз перемешивали и ставили в горячую печь на 2–3 часа. Ели такую кашу как в холодном, так и в горячем виде.

Из остатков пшенной каши пекли «драчены» и «яишники» — это блины, замешанные на яйцах и молоке.

В гороховую кашу за несколько минут до конца отовки добавляли жареный лук, сало, шкварки. Некоторые хозяйки толкли кашу толкушкой до пюреобразного состояния.

-3

Бытовало на Куликовом поле и еще одно интересное блюдо под названием «кавардак». Блюда с таким или подобным названием распространены были в России повсеместно и обозначали они смешанные в кучу разнородные продукты. В «куликовских» деревнях кавардак готовили из смеси свеклы с черным хлебом, запаренной в печи до кашеобразного состояния.

Ужин в крестьянской семье также зависел от достатка. Чаще всего ели картошку с кислым молоком, либо молоко с хлебом.

Иногда доедали то, что осталось от предыдущих трапез. Молоко и молочные продукты употреблялись в пищу в очень ограниченном количестве. Предпочитали кисломолочные продукты — сметану, творог, квашонку (молоко, заквашенное при помощи добавления сметаны). Молоко в чистом виде больше использовали для детского питания, взрослые предпочитали молоко топленое. Масло взбивали сами, по мере необходимости.

Яиц также ели мало. Кур в бедном хозяйстве было немного и на всех членов семьи свежих яиц обычно недоставало. Яичница — роскошь, ею обычно угощали зашедших в гости зятьев.

Обычно яйца добавляли в выпечку, запеканки, яйца специально собирали к Пасхе.

Пасхальное свидание. Открытка, начало XX в
Пасхальное свидание. Открытка, начало XX в

Кисель

Любили очень кисели — овсяный, молочный, гороховый. Первое упоминание об овсяном киселе можно прочитать в «Повести временных лет», написанной монахом-летописцем Нестором.

В 997 году осадили печенеги Белгород. Голод был страшный. Вконец измученные жители решили сдаться врагам, но один старец надоумил сварить из остатков овса и меда кисель и опустить его в колодец. Пришли послы печенежские в город, а белгородцы у них на глазах стали черпать кисель из колодца и есть его. Сняли печенеги осаду, решили, что нельзя победить народ, который сама земля кормит.
Кисель из колодца. Оборона Белгорода. Миниатюра из Радзивиловской летописи
Кисель из колодца. Оборона Белгорода. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Для приготовления овсяного киселя овес мололи, потом замачивали на ночь, процеживали через сито. Вот этот сок овсяный и кипятили, варили «до крутости». Потом этот кисель квадратиками резали, поливали маслом или сметаной и так кусочками ели. Гороховый кисель резали на куски и присыпали сверху обжаренным на конопляном масле луком. Гороховый кисель варили и на молоке, а при подаче такой кисель поливали топленым или растительным маслом. Молочный кисель пришел в крестьянскую кухню позже всех. Это связано с тем, что делается он с добавлением крахмала, а крахмал стали использовать в кулинарии лишь в XIX в. Для его приготовления в чугунок наливали молоко, кипятили, добавляли немного сахара. Крахмал разводили в стакане холодной воды или молока, вливали в кипящее молоко и, постоянно помешивая, варили 5–10 минут на слабом огне.