ПРОДОЛЖЕНИЕ
В ходе долгих раздумий о мирском и вечном, Кази-мулла пришел выводу о необходимости войны с неверными, что соответствовало чаяниям наиболее активной части горского общества. Этому способствовало и недоверие со стороны Российской администрации, которая не совсем понимала те процессы, которые начались в глубинах дагестанских гор и еще полностью не сняла военно-экономическую блокаду. Своими мыслями он поделился с ближайшими соратниками, включая ближайшего мюрида Шамиля, но решил обратиться за советом и к шейху Джамалудину Казикумухскому. Тот категорически отверг саму идею вооруженной борьбы, мотивируя свой отказ тем, что рано или поздно это приведет к полному поражению мюридизма, а весь Дагестан будет занят Российскими войсками, которых в данный момент практически полностью отсутствовали и никак не вмешивались во внутреннюю жизнь горцев. В своем ответе признанный богослов в очередной раз призывал Кази-муллу посвятить себя уединению, беспрестанно славить Всевышнего и наставлять на этот праведный путь остальных мусульман. Подчеркивал, что «тебе нет нужды толкать людей на смуту и гибель», но подобный подход к шариату, направленный на духовно-нравственное воспитание народа, уже не удовлетворяло требованиям части горского общества.
Кази-мулла остался крайне недоволен полученным ответом от своего наставника, т.к. уже стал склоняться к идее войны с неверными, задумав придать традиционным набегам горцев более организованную форму и дать им четкое идеологическое обоснование. Он не преминул вскоре обратиться за советом к своему тестю шейху Магомету Ярагскому приложив к посланию выдержки из Корана, призывающие к газавату и полученное письмо от Джамалудина Казикумухского. Первый имам вопрошал своего тестя, как быть, когда Коран призывает к непрерывной борьбе с неверными и распространению ислама, а один из известнейших наставников шариата в Дагестане категорически запрещает это делать? Близкий родственник прямо дал понять, что мнение одного даже очень ученного богослова не может соперничать с предписаниями священных текстов ислама, тем самым нейтрализовав последние сомнения Кази-муллы.
Сын казикумухского шейха Абдурахман считал, что в данном случае Магомет Ярагский преследовал и сугубо личные цели, направляя взоры воинственно настроенных мюридов на отстранение от власти своего противника Аслан-хана Казикумухского, в свое время изгнавшего его из своих владений. По его мнению тот попытался уронить его авторитет, как мусульманского проповедника и плохо относился к своим подданным, по этой причине газават вполне становился допустимым. Сторонников войны уже не смущало и то обстоятельство, что вооруженный поход разрешалось провести на территорию мусульманского ханства, где христиане никогда и не проживали.
Вместе с тем следует учитывать, что к началу 1830-х гг. часть горского общества уже окончательно уверилась в необходимости религиозной войны с Россией и не будь шейха Магомета Ярагского, так непременно нашелся бы другой мусульманский богослов, который дал бы идеологическое обоснование к началу масштабных военных действий. В горах Дагестана все больше распространялось брожение, и некоторые последователи даже накшбандийского тариката открыто готовились и вооружались, что подогревали отдельные абреки, нацелившиеся на передел собственности уже и в своих вольных обществах. Брошенные в народ призывы к равенству и свободе оказались чрезвычайно популярны, поэтому первые вооруженные столкновения стали неизбежны, которые не в силах был уже предотвратить и Джамалудин Казикумухский. Малая часть горского общества, но хорошо сплоченная и вооруженная составила прочный фундамент для первого имама Кази-муллы, задумавшего бросить вызов не только местным феодальным владетелям, но и Российской армии.
Учение шейха Магомета Ярагского оказалось гораздо более популярным, чем его товарища Джамалудина Казикумухского, оставшегося открытым противником джихада и руководствовавшегося гуманистическими соображениями. Смену настроений в обществе быстро уловил мюршид из селения Яраги для которого разговоры о свободе и равенстве служили лишь удобной ширмой для прикрытия истинных замыслов части мусульманского духовенства. На первых порах его идеи, нашедшие горячий отклик в сердцах ближайших помощников, нашли поддержку и среди местной феодализирующейся знати, стремившейся на законном основании упрочить положение в своих вольных обществах. Высказанный ими тезис дальнейших действий был до ужасного прост, а именно, тот кто являлся мусульманином, «для того первое дело - газават и потом исполнение шариата». Тем самым формула “газават - шариат” означала, что без участия в войне с неверными, мусульманин не сможет полностью исполнить заповеди шариата, поэтому и не получит вечного спасения. Из этого логически вытекало, что каждый истинный последователь шариата должен обзавестись хорошим вооружением и в случае необходимости оставить семью, дом, имущество и не щадить своей жизни в религиозной войне. В этом случае шейх Магомет Ярагский громогласно обещал народам Северо-Восточного Кавказа, что Всевышний «в будущей жизни с излишком вознаградит».
Таким образом, на первый план в Дагестане выходила идея беспрерывной войны за истинную веру, что было закреплено в священной книге мусульман в главе “Джихад - война против неверных”. Подобное трактование Корана давало ясное идеологическое обоснование традиционной набеговой системы, которая с каждым годом принимала все более широкие масштабы. Это отвечало интересам и родовой знати, которая стремилась увеличить свое влияние и доходы, оживляя в памяти не такие далекие времена, когда ежегодно совершались опустошительные набеги на территорию Восточной Грузии. Однако по мере распространения мюридизма простые общинники стали и себя ощущать достаточной силой, от которых во многом зависел успех традиционного промысла.
Если до появления мюридизма горцы вели вооруженную борьбу за свободное право на получение прибавочного продукта за счет ближайших соседей, то с его распространением ситуация кардинально изменилась. В дальнейшем, мюриды, подчинив своей воле десятки тысяч горцев придали набегам всеобщий характер, поставив и иные задачи, в первую очередь войну с христианской Россией. По этой причине роль мусульманского духовенства многократно возросла, отвечающего за идеологическое обоснования бесконечной войны, в условиях, когда уровень жизни в большинстве горских обществах неуклонно понижался.
Однако это произошло не сразу, т.к. за годы взаимовыгодной торговли с северным соседом у горцев Дагестана накопился определенный запас экономической прочности, а также нужно было приложить существенные усилия, чтобы поднять массы простого народа на газават. С этой сложной задачей успешно справилось клерикальная знать, использовавшая священные тексты ислама, где прямо говорилось о превосходстве мусульман над всеми остальными, которое непременно поможет в грядущих битвах с неверными. Приводилось следующая выдержка: «А если будет среди вас сотня терпеливая, то они победят двести, а если будет среди вас тысяча, то они победят две тысячи». Для придачи в уверенности в войне с таким сильным противником, как Россия горцам внушалось уверенность следующим высказыванием из суры: «И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них... и что бы вы ни издержали на пути Аллаха, будет возмещено вам, и вы не будете обижены».
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.