Найти в Дзене

В царстве новогодней елки

Нарядили елку в праздничное платье:
В пестрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, елка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
Снится елке вечер, месячный и звездный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.
И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей...
Грезится им елка в освещенном зале,
Хохот и рассказы радостных детей.
Константин Фофанов, 1887

Новый год – самый любимый семейный праздник в нашей стране. Ассоциируется у нас этот праздник с запахом хвои и мандаринов, с морозной снежной погодой и разноцветной уличной иллюминацией, с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарками, боем курантов и бокалами шампанского. История празднования Нового года России уходит корнями в далекое прошлое.

Наряжать елку на Новый год или Рождество, несомненно, живой и популярный обычай, который традиционно соблюдается каждым поколением российского народа.

Из какого культурного контекста возник образ праздничного дерева с шарами и гирляндами? Какой путь он прошел? Об этом можно узнать из книги Елены Душечкиной «Русская елка: история, мифология, литература».

-2

Если бы мы с вами увидели самую первую рождественскую елку, то были бы глубоко разочарованы, так как она не походила на нынешнюю красавицу, украшенную яркими игрушками, мигающими огоньками, сверкающими звездами и пахнущую хвоей.

В России обычай украшать на Новый год елку берет свое начало с Петровской эпохи. Историки предполагают, что елка устраивалась в Москве Немецкой слободе, где ее увидел юный царь Петр и откуда она была впоследствии «перевезена» в Петербург. Документально подтвержденные исторические данные говорят о том, что по возвращению из своего первого путешествия в Европу (1698-1699) Петр I устроил кардинальный переворот в традициях празднования Нового года, вплоть до перемены календаря.

-3

Согласно царскому указу предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, Новый год, до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, по «примеру всех христианских народов» был перенесен на 1 января.

Также согласно Указу Петра I Новый год нужно было встречать украшая дом елью. Обычай украшать елку на Рождество он позаимствовал у немцев. После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали устанавливать на Рождество, в Рождественский сочельник (24 декабря), а не Новый год. Поэтому она и получила название рождественского дерева.

-4

Но в России с древних времен ель была связана с ритуальным атрибутом, поэтому состоятельные петербуржцы наотрез отказывались украшать дом елью. И местом для ели они выбирали ворота и забор.

В русской народной культуре ель наделялась сложными символическими значениями, которые во многом являлись следствием эмоционального ее восприятия. Внешние свойства ели и места ее произрастания обусловили связь этого дерева с образами мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью), что нашло отражение, в частности, в известной пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели», указывающее на родство ели с нечистой силой.

Вечнозеленый покров ели нашел отражение в ряде загадок «Зимой и летом одним цветом», «Осенью не увядаю, зимой не умираю», «Это ты дерево! И зиму, и лето зелено», «Что летом и зимой в рубашке одной», наряду с этим ель в некоторых регионах России использовалась в качестве оберега.

Традиция наряжать вечнозеленое дерево и устраивать детские праздники стала набирать популярность лишь к середине XIX века во времена Николая I. Жена императора великая княгиня Александра Федоровна провела первую праздничную елку для детей из знатных семей.

Традиция быстро прижилась. Сначала праздничные утренники стали устраивать в дворянских семьях, а потом и в купеческих. Украшали детскими игрушками, лентами, фонарями и разными лакомствами: пастилой, яблоками, печеньем и конфетами. Дети находили свои подарки не только под елкой, но и на ней – после игр и развлечений игрушки и угощения раздавали гостям.

Позже стали делать специальные елочные украшения из папье-маше и стекла. В торжественный момент на елках зажигали настоящие свечи, а рядом ставили ведро с водой, чтобы быстро потушить возможный пожар.

Способствовала популяризации новогоднего праздника и литература. Одним из первых к изображению детской елки обратился Ф. М. Достоевский. По глубокому убеждению Достоевского, елка призвана служить гарантией того, что в ее присутствии не может совершаться ничего плохого. Уже своим наличием в пространстве она обеспечивала безопасность, защиту ребенка.

Однако в жизни все происходит часто иначе. В фельетоне «Елка и свадьба» Достоевский показывает, что при раздаче подарков, самый дорогой получила дочка самых богатых родителей.

«Потом следовали подарки понижаясь, смотря по понижению рангов, родителей всех этих счастливы детей. Сын гувернантки хозяйских детей «получает только одну книжку повестей...без картинок и даже без виньетки».

-5

С середины XIX в литературе был распространен сюжет о «чужой елке»: бедный ребенок через окно разглядывал елку в богатом доме. Как правило, ребенок-сирота, рассматривающий елку, замерзает и в предсмертном сне видит своих умерших родителей, Христа и Христову елку. Один из самых известных рассказов на эту тему стал рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

«А что это? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков... Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевилить».

До середины XIX века устройство елки в литературе упоминается достаточно редко, но уже через десять лет положение изменилось. В переписке Л. Н. Толстого и членов его семьи описываются подробности и эпизоды, связанные с елкой, как обязательным и важным зимним событием. О рождественских праздниках 1863 года родственница писателя Т. А. Кузьминская, подолгу жившая в Ясной Поляне и считавшая ее своим «вторым домом», вспоминала:

«Ежедневно устраивались у нас какие-нибудь развлечения: театр, вечера, елка и даже катание на тройках».

Два года спустя, 14 декабря 1865 г. в письме к С. А. Толстой она сообщает:

«Здесь готовим мы на первый праздник большую елку и рисуем фонарики разные и вспомнили, как ты эти вещи умеешь сделать. Была великолепная елка с подарками и дворовыми детьми. В лунную ночь-катанье на тройке».

Мандарин – главный новогодний фрукт появился в российских домах в XIX веке. Первые мандарины везли из Европы, и стоили они слишком дорого: за десять штук нужно было отдать около трех рублей (для сравнения: за 15 рублей можно было купить корову).

В середине XIX века в ботанических садах Грузии и Абхазии начали выращивать морозостойкие сорта цитрусовых, и постепенно мандарины стали доступнее для россиян и превратились в один из новогодних символов.

А уже в ХХ веке им было принято украшать новогоднюю ель. И всё же, несмотря на популярность елок у дворян и зажиточных купцов, крестьяне не ставили их вплоть до середины 1930-х годов.

В ХХ веке елка из рождественской превратилась в новогоднюю, а затем в кремлевскую. Ее путь связан с историей страны, теми глубокими изменениями, которые происходили в обществе. Но в России всегда прогрессивная часть интеллигенции старалась сделать праздник детям, несмотря на все тяжелые испытания: Гражданскую и Великую Отечественные войны. Россия огромная, многонациональная страна, но даже в самых дальних городах и селах делали все, чтобы устроить новогодний праздник. Украшали елку, дарили детям подарки, встречали Новый год с новыми надеждами и радостью.

В далеком 1935 году состоялась первая детская ёлка и проходила она в Колонном зале Дома Союзов. В 1953 году главное новогоднее представление для детей состоялось в Большом Кремлёвском Дворце, после чего собирать здесь юных зрителей под Новый год стало доброй традицией. Билеты на Ёлку в Кремль давали отличникам учебы. В день их посещало «две тысячи, каждому вручали подарок».

На новогодней елке появился Дед Мороз – бывший Рождественский дед с чертами героя русских народных сказок Морозко. Его сопровождала Снегурочка.

-6

Снегурочка была персонажем из народных сказок, попавшим в XIX веке из фольклора в литературу. Российский Дед Мороз стал единственным среди многочисленных «рождественских» дедушек, у кого действительно есть внучка.

В 1954 году К. Г. Паустовский отметил это событие, как «реальную зимнюю сказку» в жизни детей:

«В Георгиевском зале Большого дворца вспыхнула сотнями разноцветных огней первая елка. Смущенные от неожиданной радости дети хлынули во дворец. У многих детей глубокая радость выражается в застенчивости, когда только нестерпимое сияние глаз выдает ту бурю счастья, что бушует в маленьком сердце».

Человек всегда ассоциирует новое с новым. А так как Новый год – праздник всеобщий, то все о нем говорят и очень сильно подогревают друг друга. Поэтому получается, что значимость праздника для всех очень высокая. И значимость грядущего нового, которое человек ждет, надеется, ощущает новые возможности, свое обновление. И пусть вечнозеленая ель своим присутствием в вашем доме дарит надежды на мир и радость в Новом году.

Фирсова Татьяна Юрьевна, библиотекарь отдела городской абонемент