О чем в Минске говорил экономист, участник спортивных и телевизионных интеллектуальных игр, депутат Государственной думы РФ и эрудит Анатолий Вассерман — «МП» предлагает его самые интересные высказывания.
О глобальном кризисе и мировой войне
— Уже несколько десятилетий, практически с момента очередного распада России в 90-х годах, идет глобальное разделение труда путем узкой специализации целых стран. Знаменитая фраза, что Российская Федерация — это бензоколонка с ракетами, уже даже не оскорбление. Это указание на то, каким желают видеть место России в этом глобальном разделении труда те, кто им занимается. Так вот: узкая специализация на уровне целых стран не то, чтобы совсем невозможна, она приводит к крайне тяжелым последствиям. Потому что любое государство слишком велико и слишком сложно, чтобы его «узко специализировать». Взять даже такое микрогосударство, как Ватикан, где всего 400 граждан, а остальные 2 тысячи обслуживающих их работников из числа итальянцев ежедневно приезжают туда на работу…
В результате производительность труда в расчете на одного работающего действительно растет, но это происходит не вследствие внутреннего разделения труда, а лишь потому, что чем меньше рабочих мест, тем легче каждое из них оборудовать по последнему слову техники. А вот производительность труда в расчете на одного живущего падает прямо на глазах — просто потому, что все меньше живущих остаются работающими.
Подобное не критическое, а догматическое восприятие закономерности (что разделение труда повышает его производительность) как непреложного закона, действующего с неумолимостью законов природы, и стало, на мой взгляд, ведущей причиной нынешней Великой депрессии. Соответственно, пока мы не откажемся от самой идеи узкой специализации целых стран, депрессия продолжится. Выйти из нее через мировую войну пока не получилось! Но нынешняя, четвертая, фаза этой войны идет на уровне экономики в большей мере, чем политики.
Кстати, в третьей фазе великие державы учились разменивать войну как квартиру: одну большую на несколько маленьких в разных районах. Отчего эта фаза и получила название «холодная война».
О Греции и условиях вступления в ЕС
По правилам Европейского союза каждое государство, в него входящее, должно свернуть те виды деятельности, которые уже развиты у стран, вступивших в ЕС раньше. В частности, Греции пришлось для этого пожертвовать кораблестроением — одним из крупнейших в мире; резко сократить производство оливок и оливкового масла (оно осталось практически только для внутреннего потребления, чтобы не мешать испанским и итальянским производителям), резко ограничить виноделие.
Когда греки это все сворачивали, их утешали тем, что после вступления в Евросоюз резко возрастет туристический поток. И, соответственно, все рабочие руки, высвобожденные в этих отраслях, переключатся на обслуживание туристов. А на то время, пока этих людей будут переучивать, Грецию обещали поддержать кредитами, которые предполагалось отдавать потом из доходов от туризма. И все бы ничего, но туризм — это отрасль, сильно зависящая от состояния экономики тех стран, откуда едут туристы. И при малейшем колебании мировой экономики туристическая отрасль сдувается одной из первых. Поэтому Греция так и не смогла отдать те кредиты, которые были ей даны на время. Кроме того, оказалось, что, как ни растет туристический поток, все равно в обслуживании туристов можно задействовать лишь небольшую часть тех работников, которые выпали из уничтоженных отраслей. Так что большая часть греков осталась просто безработными!
О зеленой энергетике
Под липовым предлогом глобального потепления нам пытаются продвинуть так называемую зеленую энергетику. Мало того, что такая энергетика крайне нестабильна и поэтому остается практически неработоспособной до тех пор, пока не будут придуманы аккумуляторы с удельной емкостью во много тысяч раз больше нынешней, она вдобавок нерентабельна чисто в энергетическом смысле. Еще ни один ветряк и ни одна солнечная батарея не выработали за весь свой срок эксплуатации больше электроэнергии, чем ушло на их изготовление.
Зато с помощью зеленой истерики добились резкого сокращения инвестиций в классическую энергетику, и сейчас фактически ни одна страна, кроме России и Саудовской Аравии, не в состоянии быстро нарастить добычу нефти и газа. Просто потому, что во всех остальных государствах инвестиции в эти сферы сокращались на протяжении пары десятилетий.
То, чего добиваются США уже по меньшей мере три десятилетия, так это разрушения экономики Евросоюза. Они использовали государственный переворот на Украине и его последствия как предлог принудить ЕС к отказу от разных форм экономического взаимодействия с Россией. Прежде всего от высокотехнологического взаимодействия, ну а в последнее время — и от закупки самых дешевых в Европе энергоносителей.
О долларовых колебаниях и мировой инфляции
Сейчас большая часть международного товарооборота оплачивается в долларах. Ценность любой валюты определяется в первую очередь тем, какие товары и услуги можно за нее купить напрямую, не конвертируя в иные платежные средства. Получается, что именно у доллара самая большая опора в реальной экономике. Соответственно, он оказывается самой устойчивой валютой. Как раз эта устойчивость способствует тому, что взаиморасчеты ведутся в долларах — наименьший риск потерь на валютных колебаниях. Но американцы изрядно злоупотребили этим. США избыточными долларами оплачивало часть своих потребностей. До тех пор, пока глобальный рынок рос, эти доллары довольно быстро рассасывались в общем обороте. И инфляция доллара, размазываясь тонким слоем по всему миру, становилась практически неощутимой. Но при первом же серьезном спаде вот этот избыток долларовой массы стал весьма заметен. И многие страны уже начали переходить на иные платежные средства, поскольку риски потерь на валютных колебаниях стали сопоставимы с потерями от долларовой инфляции.
А когда товарооборот в мире сократится до естественных границ, тогда доллар вообще лишится большей части своей международной опоры и станет колебаться ничуть не меньше, чем другие валюты. А с учетом его вытеснения и возвращения обратно в США, он, скорее всего, радикально обвалится. По оценкам разных специалистов доллар упадет в 2-3 раза. А если добавить к этому панику на бирже, где большая часть игроков даже не хочет вникать, а руководствуется стадными инстинктами и компьютерными программами, можно ожидать обвала доллара до состояния «когда начнут в морду давать», как сказал русский писатель Салтыков-Щедрин.
О выборах в Беларуси
Например, я противник ограничений числа сроков избрания на какой бы то ни было выборный пост, потому что это ограничение прав избираемых. После цветного бунта в Беларуси в 2020 году в Конституцию внесено ограничение числа сроков президентства. И я очень жалею, что, когда вносились поправки в Основной Закон Российской Федерации, не отменили ограничения числа президентских сроков. Вместо этого решили довольствоваться полумерой, известной как «поправка Терешковой». Прежние сроки пребывания в должности президента (те, что были до изменения Конституции) аннулировали, но на будущее это ограничение даже ужесточили. Раньше там было два срока подряд…
Еще Джорджем Вашингтоном в США была заложена традиция уходить в отставку после второго срока, которая затем превратилась в закон. Ну а потом Штаты, как обычно, навязали такое же ограничение большей части мира. И мне очень жаль, что Беларусь поддалась этому мировому поветрию. Поскольку подобное не позволяет думать о достаточно отдаленных последствиях. А в нескольких среднеазиатских республиках сейчас вообще установили один срок, правда, длительный — 7 лет. Но по-хорошему это все равно мешает.
Так вот: до тех пор, пока не будет устранено упомянутое ограничение и в политике, и в бизнесе, боюсь, что отдаленным последствиям будут уделять гораздо меньше внимания, чем они заслуживают. Кстати, возможность перечитывать план ежесуточно приведет к тому, что решающей станет задача определения долгосрочных целей. Иначе говоря, чтобы выбрать, какой план наилучший, надо знать, к какой цели двигаться.
Об угрозе применения ядерного оружия
Я не пацифист и не милитарист. Я живу по принципу римского правила Si vis pacem, para bellum, что значит: «Хочешь мира — готовься к войне». Насчет вероятности применения тактического ядерного вооружения со стороны России скажу так. В Украине большая доля русских людей, как, впрочем, и в Беларуси. Поэтому не хочется уничтожать тех, с кем еще предстоит в одной стране жить.
Автор: Диана Шибковская