Найти тему

Новогодние открытки, которые удивят современных детей (да и взрослых тоже)

Что полагается рисовать на новогодней открытке? Ёлочку? Деда Мороза со Снегурочкой? Весёлых зверят? Котиков? А может, лягушек, клевер и гирлянды из роз?

История новогодних и рождественских открыток насчитывает более 200 лет - а это значит, есть чему удивиться современному человеку, привыкшему к традиционным символам зимних праздников и привычным пожеланиям.

1. Странное семейное застолье на первой открытке

Известно, что вообще первая рисованная открытка появилась в Англии в 1794 году. При этом в многочисленных интернет-источниках в качестве образца такой почтовой карточки показывают вот эту:

Первая новогодняя открытка, изготовленная промышленным способом. 1843 год.
Первая новогодняя открытка, изготовленная промышленным способом. 1843 год.

Это действительно первая в истории человечества новогодняя открытка, но первенство ей принадлежит только среди открыток, произведенных промышленным способом. Именно этот сюжет - с семейным застольем - и был растиражирован накануне нового 1843 года. Автор рисунка - художник Джон Кэлкотт Хорсли, автор идеи напечатать и разослать много почтовых открыток - очень деловой человек по имени Генри Коул, семья которого и изображена на карточке.

С точки зрения современного человека эта открытка удивляет тем, что радостные взрослые дают пить из бокала совсем малышу. Причем бокал ребенку протягивает приличная на вид женщина. А угощаются они явно не клюквенным соком! Для викторианской Англии это совершеннейшая норма, поэтому можно не удивляться, а рассматривать происходящее на рисунке как историческое свидетельство и страноведческий материал.

Также это первая в истории открытка, на которой сформулировано ставшее привычным поздравление с Новым годом и Рождеством на английском языке.

Эта открытка была издана тысячными тиражами на протяжении нескольких лет. Но сейчас сохранилось всего около 30 экземпляров этого раритета, каждый из которых на аукционных торгах может быть продан за неплохую сумму.

В период с 1794 по 1843 год открытки существовали в виде рисованных карточек и выпускались в единичных экземплярах или малыми тиражами. Благодаря идее предприимчивого Коула нарядные открытые письма стали печататься в большом количестве. Лидером открыточного производства первоначально была Англия, но вскоре главной страной в этой индустрии стала Германия.

Новогодние открытки викторианской Англии и того же временного периода в Германии - отдельный пласт искусства. Если вы думаете, что самые странные художники - это новаторы и авангардисты ХХ века, то вот вам парочка английских открыток конца XIX века (если будет интересно - подготовлю о них отдельную публикацию):

Рождественская открытка. Англия, конец XIX в. Изображение из открытых источников
Рождественская открытка. Англия, конец XIX в. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка. 1890 г. Изображение из открытых источников.
Новогодняя открытка. 1890 г. Изображение из открытых источников.
Кстати, о последней из этих открыток: стало быть, идея изображать год в виде ребенка - не новация советского периода. Однако, в нашем варианте подход к этому персонажу намного более гуманный. Об истории появления Нового года в образе ребенка в трико с номером года на спине можно прочитать здесь:

2. Загадочная русская душа

В Россию открытки сначала привозили из Европы, выбирая варианты дизайна без надписей на иностранном языке. Единого мнения о том, когда же появилась непосредственно русская новогодняя открытка, у историков до сих пор не сложилось. Вероятнее всего, её появление относится примерно к 1901 году, когда началась печать почтовых карточек с иллюстрациями Николая Каразина.

На взгляд современного человека, несмотря на высокое художественное качество, вызывает сомнение, что такие открытки были способны создать праздничное настроение. Разве что в виде радости от того, что получена весточка от близкого человека.

Сюжеты же и цветовая гамма жизнерадостностью не отличались:

Дореволюционная открытка с иллюстрацией Н. Каразина. Изображение из открытых источников
Дореволюционная открытка с иллюстрацией Н. Каразина. Изображение из открытых источников
Дореволюционная открытка с иллюстрацией Н. Каразина. Изображение из открытых источников.
Дореволюционная открытка с иллюстрацией Н. Каразина. Изображение из открытых источников.

На "каразинских" открытках преимущественно изображены тройки и всадники, которые мчатся сквозь пургу и заснеженные поля - видимо, торопятся доставить праздничные поздравления адресатам. Максимально позитивно выглядит вот этот вариант: надежда путешественников на радушную встречу хозяйки. Вот такая суровая поздравительная открытка:

Дореволюционная открытка с иллюстрацией Н. Каразина. Изображение из открытых источников
Дореволюционная открытка с иллюстрацией Н. Каразина. Изображение из открытых источников

Примерно в то же время были выпущены первые рождественские открытки с иллюстрациями известной тогда художницы Елизаветы Бем:

Новогодняя открытка с иллюстрацией Е. Бем. 1914 г.
Новогодняя открытка с иллюстрацией Е. Бем. 1914 г.
Новогодняя открытка с иллюстрацией Е. Бем. Ок. 1904 г. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка с иллюстрацией Е. Бем. Ок. 1904 г. Изображение из открытых источников

Открытки с работами Е. Бем печатались по заказу Елизаветинского общества к Рождеству, Новому году и Пасхе. Они выпускались ограниченным тиражом, поэтому всё же "каразинские" были первыми массовыми, а "бемовские" - первые типографские в России. По времени эти тиражи разделены примерно 2-3 годами. Однако, с момента выпуска первой массовой серии типографских открыток с иллюстрациями Каразина можно говорить о появлении отечественных новогодних открыток в России.

3. Новогодняя открытка как средство пропаганды

Типографская продукция - эффективное средство пропаганды, это было известно уже давно. И это учитывали при создании новогодних и рождественских открыток практически с первых лет их появления в России.

Родоначальником этого типографского направления принято считать библиотекаря Императорской академии художеств Фёдора Беренштама. Он подготовил серию рисунков, изображающих зимний транспорт в исторической ретроспективе - от допетровских времён до ХХ в.

Новогодняя открытка из "исторической" серии Ф. Беренштама. Ок. 1910 г. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка из "исторической" серии Ф. Беренштама. Ок. 1910 г. Изображение из открытых источников

Получатель такой открытки кроме весточки от друга или родственника получал и возможность расширить свой кругозор, рассмотрев сценку из прошлого, и оценить преимущества настоящего:

Новогодняя открытка из "исторической" серии Ф. Беренштама. Ок. 1910 г. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка из "исторической" серии Ф. Беренштама. Ок. 1910 г. Изображение из открытых источников

После начала Первой мировой войны на новогодних и рождественских открытках появились солдаты, медсестры, казаки, окопы... Опять же, с современной точки зрения сюжеты назвать праздничными крайне затруднительно (листайте галерею!)

Разумеется, такая же традиция была продолжена и в новогодних открытках 1941-45 годов. Это были не только открытки в нашем понимании, но и бланки полевой почты:

Новогодний бланк полевой почты. Изображение из открытых источников
Новогодний бланк полевой почты. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка. Изображение из открытых источников

Так что представление о новогодней открытке как о чем-то ярком, позитивном и праздничном не всегда было таким. Если убрать надписи с поздравлениями, то мы с вами не сможем определить такие иллюстрации как поздравительные.

4. Русский размах: сусальное золото и борная кислота

Как известно, Россия - страна контрастов. Поэтому вскоре после весьма своеобразных в плане создания праздничного настроения открыток Каразина и познавательных рисунков Беренштама появилась новогодняя типографская продукция совершенно иного характера.

Дореволюционная новогодняя открытка с золотым тиснением. Изображение из открытых источников
Дореволюционная новогодняя открытка с золотым тиснением. Изображение из открытых источников

Это были изысканные почтовые карточки с красивыми, тонко выписанными рисунками, а иногда - даже фотоколлажами, изображавшими ангелочков, розовощеких детей и нарядных господ. Снег на них искрился совсем как настоящий ("снег" делали с помощью борной кислоты), а тиснение букв делали фольгой, а то и настоящим сусальным золотом!

Дореволюционные новогодние открытки. Изображение из открытых источников
Дореволюционные новогодние открытки. Изображение из открытых источников

Обратите внимание: на этих сюжетах крайне непривычные для современного представления о символах Нового года атрибуты: подковы, клевер, розы, цветочные гирлянды...

Некоторые из таких открыток были копиями европейских, а то и вовсе "доработанным" вариантом немецких и английских карточек. Вот на этой, например, добавлено серебряное тиснение с русским текстом:

Дореволюционная новогодняя открытка с серебряным тиснением. Изображение из открытых источников
Дореволюционная новогодняя открытка с серебряным тиснением. Изображение из открытых источников

Также на открытках этого типа воспроизводили работы Маковского, Бенуа, Бакста, Рериха. Знаменитые художники специально "разрабатывали дизайны" для новогодних и рождественских открыток.

5. Новый год по-советски: заводы, стройки, ударный труд

Сейчас мы активно настаиваем на том, что праздники - это время отдыха, встреч и развлечений. Судя по открыткам 50- начала 80-х гг., существовала и альтернативная точка зрения.

Этот сюжет - где Новый год показан как семейный праздник - довольно редкий для того периода:

Новогодняя открытка, 1950е. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка, 1950е. Изображение из открытых источников

Основное внимание - на промышленность, строительство, науку. Обратите внимание на пожелания и фон:

Новогодняя открытка, 1960е. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка, 1960е. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка, 1950е. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка, 1950е. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка, 1960е. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка, 1960е. Изображение из открытых источников

Даже "детские" сюжеты акцентируют внимание на науке и прогрессе:

Новогодняя открытка, 1960е. Изображение из открытых источников
Новогодняя открытка, 1960е. Изображение из открытых источников

Вот работы известного художника В. Зарубина. Большинство из нас помнят открытки с его зайчиками, медвежатами и белочками в узнаваемом авторском стиле. Но они появились чуть позже, а до этого художник рисовал открытки в духе времени. По ним можно рабочие профессии изучать:

Новогодняя открытка с иллюстрацией В. Зарубина, 1982 год.
Новогодняя открытка с иллюстрацией В. Зарубина, 1982 год.
Новогодняя открытка с иллюстрацией В. Зарубина, 1980 год.
Новогодняя открытка с иллюстрацией В. Зарубина, 1980 год.

Учителям и родителям на заметку:

Старинные новогодние открытки и открытки из семейного архива могут стать интереснейшей темой для проектной деятельности!

А вы помните новогодние открытки, которые получали до появления Интернета? Были ли среди них необычные?