Сценарий документального фильма «Пелевин» писал мой давний знакомый Алексей, давно пропавший из орбиты моего внимания. Виктор Пелевин исчез из моей жизни намного раньше. Сейчас пытался вспомнить, когда в последний раз читал Пелевина, не смог, наверное, лет пятнадцать назад, и с тех пор взять томик «писателя №1» не тянуло.
Фильм «Пелевин» смотрел исключительно из любопытства. Не стану лукавить, узнал несколько новых для себя деталей, наверняка общеизвестных. Пелевин родился и детство провел в центре Москвы, учился на энергетика (не коктейль), отличник, блестяще владеет иностранными языками, поступил в Литературный институт и забил на него после третьего курса.
Куда делся Виктор Пелевин? - главный вопрос, как мне показалось, ради которого затевался «Пелевин». Примерно мы понимаем, можем найти на карте место, где обитает писатель, но какая разница, если в финале фильма Пелевина не находят и, кажется, цели такой не было, я все придумал. В «Пелевине» категорически мало Пелевина и с переизбытком режиссера фильма, будто он и есть Пелевин.
Перед начала просмотра «Пелевина» во мне жила легкая прихоть понять Пелевина, наконец узнать, по крайней мере, для себя, почему все любят Виктора, а я не могу его читать, почему мне скучно и отвратительно на душе за зря потраченное время? «Пелевин» на поставленные вопросы не ответил. Лишь узнал о друзьях Виктора - типичные посетители рюмочных. У гениев, вероятно, всегда друзья только двух типов: или очень влиятельные (соответственно, богатые), или своеобразные, без всего насущного в быту, однако нашедшие гармонию со своим внутренним миром.
Экспертом от мира литературы, вернее сказать, литературной критики в «Пелевине» выступила Галина Юзефович, нарочито пренебрежительно относящаяся к Виктору и, понятно мне, решительно не понимающая литературу Пелевина. Я тоже не понимаю, поэтому никогда не возьмусь судить Пелевина, а фильм «Пелевин» возьмусь и - внимание! - говорю: «на троечку».