Не все начинающие журналисты могут с легкостью искать информацию, брать интервью и создавать материалы. Причин этому может быть множество: одни беззаботно прогуливали важные лекции в университете, а другие и вовсе пришли в медиа из другой профессии.
Заслуженный работник культуры РФ и педагог дополнительного образования Васильева Лидия Анатольевна заботится о том, чтобы избежать таких проблем. Поэтому она учит ребят, мечтающих еще со школьной скамьи «глаголом жечь сердца людей», искусству быть журналистом. Альма-матер юных корреспондентов – объединение «Юный журналист» во Дворце детского (юношеского) творчества (ДДюТ) во Владимире.
Мы узнали у Лидии Анатольевны, чему учатся будущие работники прессы и что уже умеют делать.
– Лидия Анатольевна, как давно вы работаете во владимирском ДДюТ?
– С сентября 2007 года. В то время работала на Владимирском телевидении, делала для выпуска новостей репортаж о начале учебного года в ДДюТ. И директор ДДюТ попросила позаниматься с ребятами журналистикой. Я согласилась попробовать. Стала совмещать журналистскую работу с занятиями с ребятами, занимались по воскресеньям, другого времени у меня не было. Учеников набиралось всё больше и больше, тогда добавились занятия в субботу.
– Кем и где вы работали до прихода в ДДюТ?
– С 1969 года работала журналистом на радио и телевидении в Барнауле. С момента основания Владимирской областной телестудии в апреле 1989 году стала работать журналистом и телеведущей.
– Как проходит типичное занятие в объединении «Юный журналист»?
– Занятия идут по расписанию: три раза в неделю по полтора часа. В этом году в объединении «Юный журналист» занимаются три группы. Также я открыла спецкурс «Золотое перо журналистики» для наиболее подготовленных и стремящихся журналистику избрать своей будущей профессией.
За время обучения юнкоры знакомятся с базовой информацией о современном этапе развития массмедиа, овладевают журналистскими жанрами и редакторской работой, должны уметь грамотно изложить информацию, взять интервью, написать репортаж.
В объединении ежемесячно издаются три газеты - «Рыцари пера», «Полет мысли» и «Мы вместе!». Есть свой сайт и сообщество во «Вконтакте». Газета «Рыцари пера» издается с 2010 года, вышло более ста выпусков. Юнкоры сами пишут материалы, делают фото и редактируют все выпуски.
Ежегодно наиболее заинтересованные старшеклассники проходят обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа юного корреспондента» ВИРО г. Владимира. Наши учащиеся плодотворно сотрудничают с областной детской газетой «Планета детства», издаваемой Владимирским институтом развития образования имени Л. И. Новиковой. В некоторых выпусках их материалы занимают целую страницу.
Наши ученики – неоднократные победители международных и всероссийских журналистских и литературных конкурсов. Написанные юнкорами материалы регулярно публикуются в социальных сетях администрации города и управления образования «Владимир – умный город». Также у нас есть призеры международного медиафорума «Артек» и участники тематических смен в «Сириусе» и «Артеке».
– Чем отличается ребенок - будущий журналист от любого другого ребёнка?
– Когда начинают заниматься, то ничем не отличаются. Спустя несколько месяцев становится заметно, кто стремится писать интереснее, разнообразнее, с желанием мчится на разные мероприятия, о которых потом пишет в газету. Особенно охотно берут интервью, участвуют в конкурсах, в том числе всероссийских и международных, становятся победителями, получают дипломы. Для таких заинтересованных юнкоров я и создала программу спецкурса «Золотое перо журналистики».
– Что, по вашему мнению, самое трудное в работе с детьми?
– Особых трудностей у нас нет. Главное – воспитать у ребенка чувство ответственности. Определили, к какому сроку написать и сдать материал в газету – сделай, не подводи.
– Отличаются ли учащиеся «Юного журналиста», которые завершили обучение 10 лет назад, от сегодняшних?
– Отличаются, как и всякие дети.
Наши выпускники – пример для нынешних учеников. Я часто рассказываю, какие они получили специальности, как поступали и учились в ВУЗах. Выпускники приходят к нам на занятия, проводят мастер-классы, отвечают на вопросы, рассказывают о сегодняшней работе и т.д. Я рада, что не теряется связь.
– Сколько в среднем человек выпускается из объединения каждый год? И сколько из них в дальнейшем идут в журналистику?
– Свидетельство выпускника ДДюТ в мае получают примерно 7-8 юнкоров, поступают на журфак – половина. Но и другие выпускники поддерживают с нами связь, пишут в наши газеты и в СМИ своих ВУЗов. Например, одна из выпускниц, обучаясь в Тимирязевской академии, плодотворно сотрудничала со СМИ.
– Вы придерживаетесь каких-то принципов или правил в своей работе? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько самых ключевых.
– Правило одно – что умею и знаю как профессиональный журналист, этому и учу ребят. Если они чувствуют, что журналистика – это их призвание, то поддерживаю, помогаю поверить в свои силы
– Что значит для вас быть педагогом, наставником?
– Делиться своим практическим опытом и с молодыми педагогами, и с учащимися. Например, я наставник у молодого педагога, руководителя объединения «Школа лидера». Считаю, что наставник должен стремиться находить общий язык с подопечными и раскрывать их сильные стороны.
– И в заключение посоветуйте книги, которые обязательно нужно прочесть будущим журналистам.
– «Ради единого слова» Аграновского В.А., «Беседы о журналистике» Ученовой В.В., «Журналистику для всех» Конюкова М., «Курсы по журналистике для начинающих» Т.В. Когана.
Хотя книги изданы давно, но написаны понятно для подростков.
Беседовала Ю. Гуреева