Идем дальше в наших итогах года. Мировая киноиндустрия приучила нас к тому, что едва ли не каждая картина должна иметь масштабные зрелищные эпизоды или хотя бы пару сцен, над которыми поработали специалисты по компьютерной графике. Казалось бы, с увеличением производительности компьютеров каждый новый фильм должен обладать качеством "Аватара", но на деле всё выглядит иначе, и даже многомиллионные блокбастеры грешат сколоченной спустя рукава из палок и чего-то еще графикой. Самые жуткие промахи компьютерных моделистов этого года я и предлагаю вспомнить. Предупреждаю сразу – путешествие будет отвратительным.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
На всякий случай, дополнительно отмечу, что речь идет не о худших фильмах – некоторые из указанных ниже картин вполне даже ничего. Мы вспоминаем только провальную графику, имейте это ввиду. Поехали!
10. Железное сердце – "Черная пантера 2"
По-хорошему, ругать "Черную пантеру 2" у меня едва поднимется рука – учитывая то, в каком положении оказались авторы сиквела после смерти Чедвика Боузмана, они справились с наследием на твердую пятерку. Но это касается только сюжета, к работе отдела спецэффектов вопросы остаются. И особенно убого в этом отношении выглядит всё, что связано с Рири Уильямс, героиней, получившей супергеройское прозвище Железное сердце. Вы видели ее финальный костюм? Последний раз нам такое показывали в "Могучих рейнджерах", но не в фильме даже, а в сериале – мало того, что он плохо нарисован, так его еще и отрендерили с наихудшим качеством. Как с таким мультяшным нарядом можно иди к производству сольного сериала, я не представляю.
9. Прыжок с самолета – "Серый человек"
Суперблокбастер "Серый человек" от братьев Руссо многие поспешили занести в главные разочарования года, но я в эту команду не вхожу – ключевая экшн-сцена в трамвае мне понравилась. Однако предшествовал ей эпизод, который некоторых заставил просто выключить телевизор. Я про падение самолета в самом начале – это снято так плохо, что Руссо должно быть стыдно. В мельтешащем, дерганном, рваном эпизоде мы вынуждены наблюдать за плохо нарисованной компьютерной моделью Гослинга, в свободном падении преследующей свою цель. Вокруг нарисованное небо и нарисованный дым. Виртуальная камера вертится в безумном хороводе. Текстуры лезут одна на другую. Хочется закрыть глаза и умереть.
8. Погоня – "Падение Луны"
Не думаю, что после провала "Падения Луны" Роланду Эммериху кто-то еще раз позволит потратить многомиллионный бюджет на очередное уничтожение планеты, поэтому эта картина навсегда останется в моем сердце. Но и не замечать в ней изъяны тоже не могу. Как мастер масштабных постановок, Эммерих уделил много внимания космосу и сближению колоссальных объектов, а вот детали остались непроработанными. Найдите сцену автопогони – это какой-то концентрированный позор команды по спецэффектам. Модели и физику словно стащили из какой-то дешевой видеоигры. Окружающие фоны – плоский каркас с 2D-картинкой. Актеры на зеленом экране вообще, кажется, не понимают, где снимаются. Это ужас полный.
7. Фальшивый Египет – "Смерть на Ниле"
Не представляю, как такое допустили, и почему Кеннет Брана, увидев конечный результат, не пустил себе пулю в лоб, но "Смерть на Ниле" будто бы специально на постпродакшене сделали хуже, чем это возможно. Очевидно, что с таким обилием актеров-звезд бюджета в 90 миллионов долларов было недостаточно для съемок на натуре, и все игровые сцены были отсняты на фоне хромакея. Но можно же было наложить их на реальные пейзажи более аккуратно. Посмотрите самое начало картины, где Пуаро беседует с героями на фоне Пирамид – это же уровень черно-белых лент начала 20-годов прошлого века. Комбинированные съемки столетней давности работали лучше. Руки оторвать тем спецам, которые соединяли картинки и не выставили одинаковую цветокоррекцию.
6. Тощий Дуэйн Джонсон – "Черный Адам"
Ничего особенного от "Черного Адама" не ожидал, поэтому разочаровываться оснований не имел, но с точки зрения индустрии эта лента меня, как минимум удивила. С той точки зрения, что потратить так бездарно целых 200 миллионов долларов – это надо уметь. Бог с ней с совершенно несмотрибельной финальной битвой, даже в мелочах картина с самого начала ходит по скользкой грани и постоянно заваливается в треш. Возьмите сцену с тощим Скалой в момент знакомства с Тет-Адамом – команда компьютерщиков не придумала ничего лучше, чем приклеить голову Дуэйна Джонсона дублеру, что выглядело максимально кринжово. И это спустя 10 с лишним лет после крайне убедительно "утоньшения" Криса Эванса в "Первом мстителе". Ребята из Marvel что, всё еще не раскрыли коллегам свой секрет?
5. Молодая Кэтрин Киннер – "Проект Адам"
Ну, ладно, "утоньшение". Это, может, и не самый распространенный спецэффект в современном кино. Но цифровое омоложение-то? Им же сейчас только ленивый не пользуется – его на вооружение взяли все – от Скорсезе до Спилберга. Где в это время находились авторы "Проекта Адам", я не знаю, наверное заказывали холодный чай "Липтон" для Райана Рейнольдса и Хью Джекмана. Режиссер Шон Леви пропустил мастер-классы коллег, поэтому лицо омоложенной Кэтрин Киннер в финальной сцене картины постоянно норовит "оторваться" от тела дублерши – это даже не "зловещая долина", а зловещая планета" с осыпающейся с черепа плотью.
4. Голова Акселя – "Тор: Любовь и Гром"
Видят Боги Асгарда – я люблю "Тора 4". По мне, так это идеальное развлекательное кино с забавным экшеном, нетривиальным злодеем, отличной графикой и шикарным саундтреком. Но и на этом Солнце есть пятна – я, в первую очередь про (нет, не про человеко-сов из открывающей сцены) странный эпизод со "скайп-звонком" между Тором и сыном Хеймдалла. Акселю удается виртуально покинуть темницу Горра и предстать перед сыном Одина в виде... парящей головы. Что?! Почему?! У авторов ответа нет. Это так работает. Голова, видимо, пролазит, а остальное туловище – нет. Ну да черт с ней с физикой – но кто такую графику убогую сделал. Эпизод был настолько криповым, что для цифрового релиза Disney его переснял. И всё равно получилось так, будто стажеры пробуют бесплатные плагины к Adobe After Effects.
3. Майло – "Морбиус"
Ох уж этот "Морбиус"... Серьезно к этому фильму в принципе сложно относиться, но если считать его самой наглой попыткой саботажа студии со стороны создателей, то от просмотра даже можно получить удовольствие. Только диверсией могу объяснить безумный уровень актерской халатности, низкопробность графики и убогость сценария – всем внутри, кажется, очевидно, что они делают халтуру, а потому никто не напрягается даже на 10% своих сил. Особенно крепкий болт на свою работу положили "мастера" спецэффектов – возьмите любой эпизод с Мэттом Смитом, где он на мгновение превращается в монстра, обнажающего вампирские клыки. Вы знаете, я тоже так могу – для этого нужен простой советский Snapchat и его маски. Тяп-ляп, и дело сделано. А 80 миллионов бюджета можно положить в карман. Учитесь, неудачники!
2. Молодой Сталлоне – "Самаритянин"
Помните "Самаритянина"? И никто не помнит – поход столетнего деда Сильвестра в мир супергероев, рассчитанный на 13-летнего зрителя, позорно провалился и выветрился из памяти раньше, чем я успел о нем написать у себя на канале. Наверное, с самого начала было странно рассчитывать на то, что ветеран боевиков 80-х удивит каким-то зверским экшеном в 2022-м, но создатели картины почему-то посчитали, что им стоит попробовать. Кульминацией этих никчемных потуг стало финальное сражение с параллельным монтажом – в одной временной линии старый герой Сталлоне дерется со своим последователем, а в другой – сразу два "молодых" Слая дерутся между собой. Вот вторая линия выглядит особо удручающе – даже с омоложением Сильвестр выглядит старпером, а с учетом наложения лица на голову дублера, это еще и крайне топорно выглядит. Простительно для фильма конца 1990-х, но мы живем в 2020-х.
1. Кладбище – "Джипперс Криперс 4"
А вот на этом фильме я обманулся, наверное, сильнее всего в уходящем году – очень люблю эту франшизу, а к режиссеру испытываю теплейшие чувства (Вуоренсола – герой моего первого настоящего интервью с зарубежной звездой). Что же получили поклонники хорроров вроде меня, включив новую часть "Джиперс Крипперс"? Это, простите, кусок какого-то гов... орить не хочется чего. Я могу понять – фильм снимался в самый разгар пандемии, когда натурные съемки были проблемой, поэтому группа не выходила за пределы павильона – но почему фоны для уличных сцен рисовал какой-то дизайнер-недоучка? Почему свет на нарисованном кладбище и на телах актеров падает с разных сторон? Почему самое страшное место в психологии любого человека выглядит так, будто его вырезали из старой компьютерной игры? Почему человек, сделавший на коленках "Железное небо", в голливудской студии родил подобный шлак? Как это развидеть теперь?
Еще раз напомню, что не критикую фильмы в целом – мне сегодня было интересно вспомнить вместе с вами самые неудачные работы в области компьютерных спецэффектов. Надеюсь, скучно вам не было. Накидывайте еще примеров жуткого графония в комментариях и не забывайте заглядывать на канал Киноведа в штатском все предстоящие праздники – здесь и в телеграме мы скучать не собираемся. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, всегда используйте мощности по максимуму, и...
Увидимся в кино!