Найти тему
maria pozyvailova

Как я за год восстановила навыки чтения

В декабре прошлого года я осознала, что стала очень мало читать, а то, что читаю по работе или с детьми, плохо понимаю и запоминаю. Для того, чтобы восстановить утраченные навыки я потратила целый год, но этого того стоило.

Шаг 1. Поставить перед собой реалистичную книжную цель. Из года в год на портале LiveLib я ставила перед собой цель в 52 книги и обычно ее достигала. С 2020 года эта цель планомерно снижалась, потому что уменьшалось количество прочитанных книг. В этом году я не ставила перед собой сниженных планок: не 52 книги в год, а одна книга в неделю. Разница очевидна.

Мой результат книжного вызова.
Мой результат книжного вызова.

Шаг 2. Отслеживать результат. Мало поставить цель, важно отслеживать действия по ее выполнению. Поэтому я завела два инструмента: таймер и трекер чтения. Каждое утро я читала по 15-20 минут за утренним кофе и отмечала в блокноте количество прочитанных страниц. Через пару месяцев я заметила, что за одно и тоже время стала читать значительно быстрее.

Шаг 3. Обработка информации. Моя цель заключалась не только в том, чтобы читать больше и быстрее, но еще и в том, чтобы лучше понимать прочитанное. Поэтому я стала вести читательский дневник (писала сначала от руки, теперь раз в месяц в ВК подвожу итоги), завела аккаунт в Обсидиане (приложение для структурирования информации), а для сложных книг рисовала ментальные карты и ленты времени. Сейчас делаю закладки, выписываю важное в блокнот и иногда делюсь находками.

Шаг 4. Обсуждение прочитанного. Канал на Дзене или в ТГ - это отлично, но полезнее оказалось участвовать в обсуждениях книг в формате книжного клуба. Это не только дало возможность лучше понимать прочитанное, но и расширить мои горизонты (многие книги, которые мы прочитали за год работы клуба, я не стала бы читать сама).

Мой результат книжного вызова.
Мой результат книжного вызова.

Шаг 5. Узнать немного больше. В какой-то момент в ходе обсуждений в книжном клубе мне показалось, что у меня недостаточно знаний в этой сфере и нет полноценного культурного бэкграунда. Тогда я решила расширить свои представления и начала слушать лекции литературных критиков, смотреть интервью с писателями и, в конечном итоге, записалась (и почти завершила) курс "Мировые шедевры детской литературы".

В итоге я не только прочитала значительно больше книг, чем планировала (а купила еще больше, чем могу прочитать), но и стала читать гораздо быстрее, лучше понимаю прочитанное и научилась видеть связи между произведениями.

Что дальше? Дальше я планирую читать книги с полки непрочитанных книг, участвовать в обсуждениях книжного клуба и вести читательский дневник. Я не планирую увеличивать количественные показатели, поскольку хочу поработать над качеством. И одна из целей в этой сфере - научиться писать саммари и рисовать инфографику по прочитанному.

Закончить хочу рекомендацией книги Мортимера Адлера "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений". Эта книга заставила меня иначе взглянуть на чтение художественных книг.