Так получилось, что у меня почти 5 месяцев не было офлайн шопингов с клиентами. Была работа в основном онлайн, а офлайн проходили только разборы гардероба. Тем не менее, на ближайшее время у меня есть договорённость по заказу такого формата. Поэтому вчера в рамках подготовки я объездила сразу несколько торговых центров, пытаясь понять, как они изменились с уходом брендов. Мне важно было для себя прояснить, какие из них опустели, а какие себя сейчас, что называется, «прекрасно чувствуют».
Накануне пре-шопинга, который я таким образом проводила вчера и в рамках которого побила свой личный рекорд по количеству шагов за день, я изучала разные статьи и материалы этого года по ситуации с тем, как чувствуют себя сейчас торговые центры. На самом деле читала я их лишь для того, чтобы понять, какие комплексы опустели / пострадали в меньшей степени. Ответ я нашла, отличный ТЦ для шопинга выбран, хотя и неожиданно было, что теперь именно этот комплекс оказался лучшим на текущий момент – скоро буду работать в ТРЦ Колумбус, где раньше с клиентами не бывала.
Однако, именно прочитанные накануне вчерашнего прешопинга материалы натолкнули меня на идею для новой статьи. Я наткнулась на ряд аналитических публикаций, где говорилось, что онлайн шопинг набирает обороты и будет набирать всё больше, что из-за ситуации этого года и ухода множества брендов торговые центры в долгах по уши и что никаких перспектив у них нет. Скоро, мол, останется в лучшем случае половина ТЦ. А то и четверть.
Все равно они, мол, в век возможности совершения онлайн покупок никому стали не нужны, а по «начинке» все одинаковы… Вот уж неправда точно!
В данной статье кратко и по пунктам распишу свою позицию на этот счёт.
(Спойлер: я категорически не согласна)
Рада видеть вас на канале!
Меня зовут Александра, мне 32, я – стилист-имиджмейкер из Москвы. Я всем сердцем люблю моду и уже более 8 лет занята в модном бизнесе на разных позициях.
Оставайтесь со мной на канале «Стилист Александра VALeks», если вам интересно и дальше читать о том, как можно стильно и современно одеваться сегодня, и о том, какие секреты таит в себе модный бизнес!
Итак, что же ждёт торговые центры? Давайте кратко и по пунктам проанализируем эту тему:
🌪 Онлайн и офлайн торговля существовали и будут продолжать существовать параллельно, я убеждена!
Оба этих вида продаж имеют свои плюсы и минусы, в каждом есть что-то хорошее, а чего-то наоборот не хватает. Соответственно, для качественного развития стиля и наполнения гардероба нам необходимы как маркетплейсы, так и магазины с шоурумами.
А торговые центры удобны тем, что предоставляют возможность посетить множество магазинов и шоурумов разом. Да ещё и перекусить, выпить кофе и в аптеку/за продуктами для дома под конец шопинга заглянуть.
🌪 То, что дела у торговых центров идут сейчас трудно, бесспорно. Как и то, что некоторые из них не переживут время при недостатке арендаторов и действительно вынуждены будут закрыться. Но это вовсе не потому, что офлайн покупки не востребованы…
Тем не менее, тем комплексам, которые переживут это трудное время, однозначно понадобятся реконцепция и новый подход к ведению бизнеса.
Скажем, в 2013 году, когда я работала в стратегическом консалтинге в сфере недвижимости и мы писали отчёт по наполнению одного из тогда только открывавшихся новых торговых центров, в отделе говорилось, что всегда в таких комплексах должно быть свободно не более 30% площадей. Иначе оставшиеся 70% не принесут достаточной прибыли.
А в этом году как моя бывшая компания, так и её главные конкуренты писали отчёты (я продолжаю читать их регулярно) уже совсем в другом ключе. В них звучало, что 50% площади торговых комплексов сегодня должно быть выделено под развлекательные и рекреационные пространства, ведь именно проведение бесплатных/стОящих лишь символически шоу или активностей привлекает в них сейчас основную аудиторию. И именно приехавшие ради отдыха на празднике люди затем кушают на фудкорте и делают покупки в магазинах комплекса. Которые теперь занимают не более его половины – и так пока и продолжится.
🌪 Одинаковая начинка торговых центров – это также, конечно же, глупость абсолютнейшая.
Набор магазинов в них очень сильно отличается. Год назад мы, стилисты, предпочитали для шопингов одни комплексы, теперь ездим совсем в другие. Причём место, куда мы направимся, в зависимости от цели шопинга может оказаться сегодня совсем неожиданным и ранее непопулярным.
Где-то больше доступных брендов, гдез-то наоборот люксовых, где-то больше отечественных, где-то больше украшений и аксессуаров. «Начинка» у них точно различается. А значит, различается и аудитория. Различаются и цели, с которыми люди туда приезжают.
🌪 В ближайшее время начинка у всех них продолжит меняться..!
В основном торговые комплексы будут в скором времени заполнены отечественными, турецкими, белорусскими и китайскими брендами. Их состав кардинально изменится, но в итоге все торговые комплексы действительно станут между собой более похожи. Однако, одинаковыми не станут однозначно все равно.
Торговым комплексам теперь придётся конкурировать за арендаторов путём осуществления самых интересных для них предложений по условиям, чего не было уже давно. Сейчас их менеджменту необходимо выходить на новые интересные бренды, чтобы отстроиться от конкурентов и привлекать больше посетителей. Привлекать, например, новые магазины из Турции или из Беларуси, открывать для нас новые варианты шопинга в массмаркете без европейских сетей.
🌪 В любом случае атмосферу офлайн шопинга ни с чем не сравнить!
Вещи многим хочется пощупать перед покупкой. Оттенки лучше изучать внимательно до осуществления заказа, а не выбирать по фотографиям, которые часто передают их неверно.
Да и удобно, когда можно найти всё в одном месте, а заодно и после долгого шопинга поужинать прямо на месте, посмотреть бесплатное шоу и закупить домой необходимые лекарства и продукты сразу же.
🌪 Торговые центры привлекают как тех клиентов, кто приехал ради обновления гардероба, так и тех, кто просто хотел куда-то вытащить себя из дома. Особенно это актуально в холодное время года, как сейчас, когда на улице не погуляешь.
Будем объективны: в театры и рестораны сегодня люди действительно ходят меньше, это слишком дорогостоящее удовольствие, а время стоИт непростое и кризисное. И торговые центры, предлагающие варианты развлечений и активностей, становятся едва ли не лучшей для них альтернативой.
А потому они станут лишь более популярны в ближайшей перспективе. Но при условии проведения их полной реконцепции.
И да, у них значительно поменяется аудитория. Не исчезнет, а именно поменяется.
🌪 К тому же давайте вспомним время пандемии!
Даже тогда торговые центры были достаточно востребованы.
При том, что многие считали рискованным даже выходить на улицу (не будем сейчас обсуждать, правильно они считали или нет).
При том, что вводилось множество ограничений!..
Но даже при наличии риска и при возможности купить всё желаемое онлайн никуда люди из офлайна не исчезали.
Не это ли главный показатель?..
💙 А что думаете о будущем и перспективах торговых центров вы?
Напоминаю сразу о главном правиле моего канала: какое бы мнение вы ни выразили (а вы вполне можете со мной не соглашаться), делайте это всегда максимально тактично и корректно. Здесь не допускается ни намёка на токсичность. Иначе бан :)
💙 Кстати, жду вас у себя на ТГ-канале и в сообществе ВК, где можно познакомиться с темой стиля и со мной поближе (например, узнать подробнее о том, как я пишу книгу про мир модного бизнеса на основе своего опыта в этой сфере).
Обнимаю, до встречи в новых публикациях 😊