Найти тему
Ольга Пурчинская

Попытка суицида на Симоновской сцене театра имени Евгения Вахтангова

Сцена из спектакля «Самоубийца». Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. 21 декабря 2022 года
Сцена из спектакля «Самоубийца». Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. 21 декабря 2022 года

20 и 21 декабря 2022 года Камерный зал Симоновской сцены Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова стал площадкой для попытки суицида. В эти два вечера коллектив храма искусства, обитающего по адресу Арбат, 26, представил очередную премьеру 102-го сезона – сценическую жизнь обрела пьеса Н.Р.Эрдмана (1900-1970) «Самоубийца». Уйти из жизни, к слову, центральному персонажу не довелось.

Режиссер-постановщик:
Павел Сафонов.
Художник-постановщик:
Денис Сазонов.
Художник по костюмам:
Евгения Панфилова.
Музыкальное оформление:
Вадим Маевский.
Художник по свету:
Руслан Майоров.
Художник-гример:
Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Звукорежиссер: Арсений Парамонов.
Помощник режиссера:
Марина Марченко.

В ролях:
Семен Семенович Подсекальников: Юрий Цокуров;
Мария Лукьяновна, его жена: Екатерина Крамзина;
Серафима Ильинична, его теща: Светлана Йозефий (Заслуженная артистка России);
Александр Петрович Калабушкин, их сосед: Василий Симонов;
Маргарита Ивановна Пересветова: Александра Стрельцина;
Степан Васильевич Пересветов: Карен Овеян;
Гробовщик/Официант/Портниха: Василий Цыганцов;
Аристарх Доминикович Гранд-Скубик: Олег Макаров (Заслуженный артист России);
Никифор Арсентьевич Пугачев, мясник: Евгений Косырев;
Егорушка (Егор Тимофеевич): Юрий Красков (Заслуженный артист России);
Виктор Викторович, писатель: Дмитрий Соломыкин;
Отец Елпидий, священник: Артем Пархоменко;
Клеопатра Максимовна: Ася Домская;
Раиса Филипповна: Мария Шастина;
Модистка/Гробовщик/Официант/Немой: Виталий Иванов.

В спектакле использована музыка Арво Пярта, Альфреда Шнитке, Джонни Джуэла, Збигнева Прайснера, Идена Абеза, Анджело Бадаламенти, Massive Attack, Moka Efti Orchestra и Apparat.

Литературный источник постановки – одноименная пьеса отечественного драматурга
Н.Р.Эрдмана, написанная в 1928 году. Несмотря на строжайшие запреты советской цензуры, с сочинением ознакомились все представители просвещенных слоев населения. Многие представители творческой интеллигенции считали «Самоубийцу» шедевром, а К.С.Станиславский мечтал поставить ее. Положительно отзывались о ней многие, в том числе А.В.Луначарский и А.М.Горький.

Судьба пьесы, несмотря на благодушное отношение со стороны деятелей культуры и искусства, была непростой. Автору так и не довелось увидеть свое творческое детище на театральных подмостках. Это сочинение является одной из первых в мировой литературной практике черных комедий.

События в «
Самоубийце» разворачиваются в советские времена. Обстановка Камерного зала Симоновской сцены театра имени Вахтангова, а также образы всех персонажей, не оставляют в этом никаких сомнений. Однако внимательный зритель уловит, насколько похожи герои постановки на нас и людей из нашего окружения. Меняются условия жизни и прочие обстоятельства, а люди остаются такими же, какими были век назад и даже больше.

Режиссеру-постановщику спектакля
Павлу Сафонову удалось осуществить свой творческий замысел: мастеру хотелось, чтобы происходящее на сцене было понятно и близко современной публике. Журналистам довелось увидеть лишь несколько сцен из спектакля в 2 действиях. Этого оказалось достаточно, чтобы понять замысел авторов премьеры и оценить его качество.

Даже нескольких минут вполне достаточно, чтобы вновь восхититься как отдельными персонами вахтанговской труппы, так и всей командой спектакля в целом. Каждый человек, вышедший на сцену (
а это, по доброй традиции дома на Арбате, 26, - представители нескольких поколений прославленной труппы), без всяких преувеличений, является синтетическим артистом, то есть виртуозно владеет не только актерским мастерством, но и выразительной речью, и пантомимой, и пластикой, и хореографией, и работой с предметами, и даже игрой на музыкальных инструментах.

Молодые и опытные артисты живут на сцене, верят в предлагаемые драматургией Эрдмана обстоятельства и действуют на грани фола. С филигранной точностью они находят те краски, которые позволяют сделать каждую сцену по-настоящему острой и актуальной, местами смешной, местами грустной. На первый взгляд, происходящее – не более, чем гротеск, однако внимательный, вдумчивый зритель сразу заметит, насколько близки проблемы людей, живших в первой трети ХХ века, нам, населяющим те же города и улицы сто лет спустя.

Спектакль решен преимущественно в аскетичной черно-белой цветовой гамме с редкими пятнами красного, серебристо-серого и других оттенков. Это обстоятельство еще больше роднит происходящее на сцене с черной комедией. Юмор, к слову, абсолютно не потерял актуальности. Шутки вековой давности все такие же острые, меткие и уместные.

Источник: http://artrepriza.com/theatre/dram/2301-popytka-suicida-na-simonovskoy-scene-teatra-imeni-evgeniya-vahtangova.html