Найти тему

Таким маскам позавидовал бы сам Джим Керри! Какие были деревянные маски у северных народов Камчатки

Деревянные маски

…Разнаряжены, как в сказках,
Веселятся люди в масках.
Хололо, хололо.
Кто ты, в маске? Я не знаю:
Может, Ое, может, Ая.
Хололо, хололо.
Знай, коль пляшет все село,
Это пляшут хололо.
Хололо, хололо.

Георгий Поротов

Что это за корякский маскарад? Почему Ойе и Айя в масках?

А потому что Хололо!

Хололо – осенний благодарственный праздник береговых коряков (нымыланов). Праздник древний, обрядовый, связан с культом нерпы.

Он насыщен ритуальными действиями, которые, как считалось, могли помочь в удачной охоте на морских животных, защитить жилище от злых духов, призвать благополучие.

«Хо-ло-ло-о!» – это приветственный возглас праздника. Им обмениваются гости и хозяева, он постоянно звучит во время танцев.

У коряков-паланцев подобный осенний праздник называется «ололо», он связан не только с охотой на нерпу, но и с охотой на медведя и горного барана.

Одним из важных обрядов праздника был приход в жилище ряженых в деревянных масках. Они назывались «уля’у» (деревянное лицо).

Маски изготавливали прямо во время праздника вместе с деревянной вертушкой, чаще всего из ольхи.

-2

Маска праздника Хололо представляет собой уплощенное лицо с прорезанными глазами, с вырезанным большим носом.

Она или повторяет форму заготовки-полена, или имеет острый подбородок.

Ряженые в масках на празднике кита. У масок есть уши! Фото В. Иохельсона, 1901 г.
Ряженые в масках на празднике кита. У масок есть уши! Фото В. Иохельсона, 1901 г.

На уровне ушей – отверстия для ремешков, которыми привязывается маска. В настоящее время вместо ремешков чаще применяется кап­роновая бечевка.

С тыльной стороны маска выскоблена. Выемка имеет глубину около 2 сантиметров.

-4

Бороду, усы и брови обозначали сажей или кусочками меха, щеки – красной охрой.

Деревянные корякские маски изображали как мужчин, так и женщин.

«Уля’у» не похожи на коряков, черты деревянного «лица» и форма маски показывают нам, что это образ чужака.

Ряженые в масках на празднике кита. Фото В. Иохельсона, 1901 г.
Ряженые в масках на празднике кита. Фото В. Иохельсона, 1901 г.

Маски изготовили, можно надевать.

И когда наступает полночь (а по другой традиции на следующий день), в жилище, где празднуют Хололо, приходили ряженые в изготовленных масках.

Они были одеты в вывернутые кухлянки и стоптанную обувь; на голове капюшон или платок. Мужчины и женщины часто могли обменяться одеждой.

В руках «уля’у» посох.

Хололо в Петропавловске-Камчатском. 2015 г. Фото с сайта газеты «Камчатское время»
Хололо в Петропавловске-Камчатском. 2015 г. Фото с сайта газеты «Камчатское время»

Гости в масках топали ногами, стучали посохом, и обходили жилище – «прого­няя злых духов».

Часто ряженые разыгрывали целые пантомимы-представления. Они танцевали, жестикулировали, показывали комические сценки.

И всё это молча! Так что попробуй узнай, кто перед тобой!

Хололо в Петропавловске-Камчатском. 2016 г. Фото с сайта «АиФ-Камчатка»
Хололо в Петропавловске-Камчатском. 2016 г. Фото с сайта «АиФ-Камчатка»

Трудно было угадать, кто скрывается за маской, однако хозяева жилища должны узнать пришедших. Если же не узнают – ряженый мог попросить любую вещь в доме, и отказать ему было нельзя.

Совершив свой обход, ряженые покидали жилище под бой бубнов и веселые крики.

Танец масок. Национальный ансамбль «Энер» из с. Карага. Фото Валерия Кравченко
Танец масок. Национальный ансамбль «Энер» из с. Карага. Фото Валерия Кравченко

Праздники «Холо­ло» и «Ололо заканчивались» утром.

До восхода солнца праздничные атрибуты: вертушку и маски, уносили в лес и там оставляли.

Владимир Зорин. Иллюстрация к книге В. Малюковича «Ленаты счастья»
Владимир Зорин. Иллюстрация к книге В. Малюковича «Ленаты счастья»

Маски появились на ЭТНОплощадке после праздника Хололо в 2020 году. Ребята из народного молодёжного ансамбля «Коритэв» соблюли традицию, унесли атрибуты праздника после его окончания – пусть и не в лес, а в библиотеку.

Тут маски стали музейными предметами, лежат в витрине.

А хотите увидеть вырезание масок и весёлый обход ряженых в селе Карага? Смотрите!

Видео от Камчатская краевая библиотека.Официальная группа
Корякская женщина в травяной маске (1901 г.) и маска водяного духа кочевых коряков
Корякская женщина в травяной маске (1901 г.) и маска водяного духа кочевых коряков

Но вы не пугайтесь, а на прощание загляните в нашу ярангу:

https://www.youtube.com/watch?v=McTPyaqGRbM

Ведь в новом году мы отправимся за историями к новым народам – эвенам, алеутам и камчадалам!