Деревянные маски
…Разнаряжены, как в сказках,
Веселятся люди в масках.
Хололо, хололо.
Кто ты, в маске? Я не знаю:
Может, Ое, может, Ая.
Хололо, хололо.
Знай, коль пляшет все село,
Это пляшут хололо.
Хололо, хололо.
Георгий Поротов
Что это за корякский маскарад? Почему Ойе и Айя в масках?
А потому что Хололо!
Хололо – осенний благодарственный праздник береговых коряков (нымыланов). Праздник древний, обрядовый, связан с культом нерпы.
Он насыщен ритуальными действиями, которые, как считалось, могли помочь в удачной охоте на морских животных, защитить жилище от злых духов, призвать благополучие.
«Хо-ло-ло-о!» – это приветственный возглас праздника. Им обмениваются гости и хозяева, он постоянно звучит во время танцев.
У коряков-паланцев подобный осенний праздник называется «ололо», он связан не только с охотой на нерпу, но и с охотой на медведя и горного барана.
Одним из важных обрядов праздника был приход в жилище ряженых в деревянных масках. Они назывались «уля’у» (деревянное лицо).
Маски изготавливали прямо во время праздника вместе с деревянной вертушкой, чаще всего из ольхи.
Маска праздника Хололо представляет собой уплощенное лицо с прорезанными глазами, с вырезанным большим носом.
Она или повторяет форму заготовки-полена, или имеет острый подбородок.
На уровне ушей – отверстия для ремешков, которыми привязывается маска. В настоящее время вместо ремешков чаще применяется капроновая бечевка.
С тыльной стороны маска выскоблена. Выемка имеет глубину около 2 сантиметров.
Бороду, усы и брови обозначали сажей или кусочками меха, щеки – красной охрой.
Деревянные корякские маски изображали как мужчин, так и женщин.
«Уля’у» не похожи на коряков, черты деревянного «лица» и форма маски показывают нам, что это образ чужака.
Маски изготовили, можно надевать.
И когда наступает полночь (а по другой традиции на следующий день), в жилище, где празднуют Хололо, приходили ряженые в изготовленных масках.
Они были одеты в вывернутые кухлянки и стоптанную обувь; на голове капюшон или платок. Мужчины и женщины часто могли обменяться одеждой.
В руках «уля’у» посох.
Гости в масках топали ногами, стучали посохом, и обходили жилище – «прогоняя злых духов».
Часто ряженые разыгрывали целые пантомимы-представления. Они танцевали, жестикулировали, показывали комические сценки.
И всё это молча! Так что попробуй узнай, кто перед тобой!
Трудно было угадать, кто скрывается за маской, однако хозяева жилища должны узнать пришедших. Если же не узнают – ряженый мог попросить любую вещь в доме, и отказать ему было нельзя.
Совершив свой обход, ряженые покидали жилище под бой бубнов и веселые крики.
Праздники «Хололо» и «Ололо заканчивались» утром.
До восхода солнца праздничные атрибуты: вертушку и маски, уносили в лес и там оставляли.
Маски появились на ЭТНОплощадке после праздника Хололо в 2020 году. Ребята из народного молодёжного ансамбля «Коритэв» соблюли традицию, унесли атрибуты праздника после его окончания – пусть и не в лес, а в библиотеку.
Тут маски стали музейными предметами, лежат в витрине.
А хотите увидеть вырезание масок и весёлый обход ряженых в селе Карага? Смотрите!
Но вы не пугайтесь, а на прощание загляните в нашу ярангу:
https://www.youtube.com/watch?v=McTPyaqGRbM
Ведь в новом году мы отправимся за историями к новым народам – эвенам, алеутам и камчадалам!