Пожалуй, лучший способ научить другого свободным ассоциациям - самому быть творческой личностью.
Способность делиться ассоциациями, фантазиями, теми мгновениями, когда вы перескакиваете от общения к своему бытию, освобождает пациента от его двоящихся мыслей о том, как вас ублажить или глубже вовлечь в сражение.
Мы можем для этого, в частности, играть в своего рода «свободные мышечные ассоциации», кидая воображаемый мяч, трогая игрушки, спонтанно что-то рисуя, перемещаясь из мира двух людей, сидящих за столом и обсуждающих радости и ужасы жизни, к ПЕРЕЖИВАНИЯМ человека, становящегося в большей мере САМИМ СОБОЙ и приглашающего тем самым другого видеть себя и тоже стать самим собою.
P.S.
Личный пример,- наиболее действенное средство и в общении с детьми, в аспекте научения и воспитания, и как следует из вышесказанного - с пациентами.
Пример СОЗИДАТЕЛЬНОГО отношения к жизни по большей части завораживает и воодушевляет, косвенно запуская в личности устремление к целостности через увлекательное узнавание иных, творческих способов познания себя настоящего.
Заодно помогая освобождаться от застарелых, искусственных и неэффективных психоэмоциональных конструктов и стратегий поведения)