Найти тему
О прожитом и узнанном

Странности нынешнего школьного обучения. Взгляд деда первоклассника.

Вчера побывал на родительском собрании у старшего внука-первоклассника.

Воочию убедился в том, что в нынешнем школьном образовании отсутствует та системность, которая была во времена нашего школьного обучения.

…Пришёл на собрание первым, привык не опаздывать. В классе была только учительница. Познакомились. Поговорили о внуке. Поделился своим мнением о математике по Петерсон. Оказывается, её ввели «сверху» с этого школьного года, раньше была неведомая мне «Планета знаний». Возражения не рассматриваются.

В мои школьные годы была единая для всей страны система школьного образования, с едиными школьными учебниками, написанными и отредактированными высококвалифицированными специалистами, учебниками, иногда не единожды переиздававшимися, на практике "обкатанными".

Сел на то место, где сидит внук. Оценил, насколько наши «старорежимные парты» с откидывающимися крышками были удобнее, эргономичнее нынешних столов со стульями.

Древняя, но конструкция  оптимальная, даже подставка для ног есть. Создавшие такие парты о здоровье и удобстве детей заботились. Из открытых источников.
Древняя, но конструкция оптимальная, даже подставка для ног есть. Создавшие такие парты о здоровье и удобстве детей заботились. Из открытых источников.

Подошли родители остальных учеников – молодые мамы и двое пап. Начался общий разговор.

Это собрание было вторым за год. Учительница рассказала в общих словах обо всех детях, сделала акцент на том, что все они добрые, хорошие. Родителям слышать такое приятно.

Что касается математики, то учительница предложила родителям ознакомиться с «самостоятельной работой», листы которой лежали на учительском столе. Решил ознакомить и читателей с нею. Каждый может составить своё мнение о системе Петерсон. Замечу лишь, что с понятием «больше-меньше» у чисел нас знакомили не в первом классе, позже. До сих пор пользуюсь правилом, подсказанным учительницей: число, которому «кланяется» значок «>» большее.

Фото автора.
Фото автора.

Что касается чтения – у внука с этим проблемы – то, оказывается, по нынешним школьным стандартам обязанность научить детей чтению ложится на плечи родителей. Ведь нынче первоклашкам домашних заданий не задают. Это мы с первого класса делали и домашку, и отметки за знания или невыученные уроки получали с первых школьных дней. Поэтому по чтению нам задавали конкретные тексты из учебника, а в классе мы за оценку в журнале и в дневнике демонстрировали наши успехи в умении читать. И так читали все 4 класса.

К слову, в школу я пришёл, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему научила школа. Родителям было недосуг, они работали. Хотя, замечу, мама всю жизнь работала преподавателем математики, сначала в школе, а бОльшую часть жизни в техникуме при АЗЛК. А там были и дневные занятия, и вечерние – учащиеся работали посменно.

В классе был одним из лучших. Читал всю жизнь.

Учительница сообщила о нормативах хорошего чтения детей (на пятёрку, хоть оценок пока и не ставят): после первой четверти – 20 слов в минуту, после первого года учёбы – 40, по окончанию начального обучения – 120 слов в минуту. С пониманием прочитанного, с пересказом. Дала совет родителям: предлагайте детям дома читать в букваре все тесты, выделенные жирным шрифтом.

Вот тут-то и начинаются проблемы: дети уже хорошо усвоили, что домашку им не задают, а тут родители дома станут заставлять их читать вместо более привлекательной им игры. Нетрудно догадаться, какова будет реакция у ребят.

Да и родители ещё не свыклись с мыслью, что учить детей должна не школа, но в не меньшей степени и они, родители.

С нами было проще: нам задали на дом конкретный текст из учебника, будь любезен, читай. Никаких отмазок, что не задавали. Не осилил, получи заслуженную оценку.

Здесь же – изначальный раскардаш.

К слову, узнал, что школьный урок длится 35 минут вместо привычных для меня 45-ти.

Уже на выходе из школы столкнулся с сестрой зятя. Она тоже была на родительском собрании у своих двойняшек – учатся в 4-м классе. В той же школе учится и старший – в 7-ом. А ещё подрастает и самый младший, ходит в тот же детсад, что и мой младший внук. Надеюсь, читатели понимают, что везёт на своих плечах эта женщина.

Сообщила, что у них на собрании состоялся более предметный разговор: ей сообщили, что ребята ругаются матом, намекнув, что семья в этом виновата, а ещё один из двойняшек "не вылезает" из телефона.

Теперешняя многодетная мама росла на моих глазах. Помню, как однажды видел, как она с распущенными роскошными волосами читала в метро книгу – таких называют «тургеневская девушка». Её (и зятя) родители тоже интеллигентные люди не в первом поколении: отец окончил МГИМО, мама – ИНЯЗ. Зять даже слова "мужик", "баба", "девки" не позволяет использовать при внуках.

Так что, версия о семейных корнях мата в лексиконе 11-летних ребят, отпадает. Остаются иные версии: улица, школьная среда, детское окружение…

Что же касается телефона, из которого «не вылезает» один из мальчишек, то здесь требуется волевое решение школьной администрации: достаточно запретить детям в стенах школы пользования телефонами. По крайней мере, современными, с возможностью выхода в Сеть, играми и другими прибамбасами. Хотя прекрасно понимаю, что может последовать за подобным запретом со стороны детей и немалой части родителей.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Об этом – и не только - на канале уже было несколько публикаций*. Предлагал централизованно (за счёт родителей или государства) обеспечивать каждого из детей простейшим кнопочным однотипным (для удобства учителей и школьников) "школьным" телефоном, предназначенным исключительно для связи, на все годы обучения. И только ими разрешить пользоваться во время нахождения детей в школе.

Но, похоже, и эту проблему чиновники от школьного образования переложили на плечи родителей. А попробуйте объяснить ребёнку любого возраста, почему кому-то можно пользоваться телефоном – и не только – а ему нельзя.

Это касается не только телефонов, но и школьной формы, разноцветных причёсок, украшений и прочего из школьного быта.

Пока не испытываю оптимизма от того, с чем сталкиваюсь в школьном обучении дорогого мне маленького человека. А подрастает и второй...

* "А раньше Минпросу проверить учебники было недосуг? 25 апреля 2021";

"Родители, учителя, школа не этого ждут от законодателей и минпроса.

26 февраля 2021";

"План по уничтожению государственности России. Начнут с образования.

23 февраля 2021";

"Что надо сделать, чтобы учителя не отвешивали подзатыльники ученикам, а те получали знания в школе. 13 декабря 2020" - публикация с абсолютно конкретными предложениями.

"Чиновники, оставьте детей в покое. И их воспитателей. Дайте детям спокойно расти. А воспитателям – спокойно работать. 15 августа 2020".

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.