Валентина Серова называли беспощадным художником, и появилось это прозвище не зря. Позировать Серову было настоящей пыткой — работал он медленно и скрупулезно, изматывая людей длительностью сеансов. К тому же он никогда не льстил тем, кого рисовал, — изображал их со всем недостатками и достоинствами.
Если модель ему не нравилась, Валентин легко мог превратить картину в завуалированный шарж: гордый владелец дорогой работы даже не догадывался, что повесил на стену карикатуру на себя самого.
И всё равно Валентин Серов был очень популярен. Художник никогда не считал и тем более не называл себя придворным живописцем, но тем не менее его кисти принадлежат несколько великолепных портретов Романовых. Однако когда Серова пригласили создать очередной из них – запечатлеть Николая II, Валентин отреагировал резко, заявив: «В этом доме я больше не работаю!» Но почему же это случилось?
«Мишенька как живой»
Свой первый заказ портреты членов царского семейства Валентин Серов получил в 1893 году. Он изобразил многих: в частности, императора Александра III, великих княжен Ксению Александровну и Ольгу Александровну, младшего сына Александра III Михаила. Увидев картину, отец не сдержал восторженного возгласа: «Мишенька как живой!»
Впрочем, сам Серов не считал работы выдающимися. Как-то княжна Юсупова начала рассыпаться в комплиментах, заявив, что Валентин написал лучший портрет Александра III. Художник с иронией ответил: «Просто остальные слишком уж плохи».
Был натурщиком Серова и последний император: Николая II Валентин изобразил в парадной форме шотландских драгун. А когда закончил, предложил царю позировать еще раз — для «домашнего портрета». Государь согласился, несмотря на то что уже был изрядно утомлен созданием предыдущей работы. Это было своеобразной честью, ведь Серов нередко отказывался иметь дело с «неинтересными моделями», а тут сам стал инициатором продолжения работы.
Ссора с Романовыми
Когда полотно было завершено, супруга царя Александра Федоровна, глядя на него, сказала художнику, что картина не доделана, и указала на места, которые следовало «поправить». Отреагировал Валентин привычным для него образом — он вручил женщине палитру и кисти со словами: «Может, вы сами поправите, Ваше императорское величество?» Раздраженная Александра Федоровна тут же ушла, ее муж промолчал, никак не отреагировав на выходку Серова.
В 1902 году художнику предложили написать Николая II еще раз, но тот ответил отказом, заявив, что больше не работает в «этом доме». Вернуть расположение живописца Романовым так и не удалось. А про тот злополучный портрет до сих пор говорят: Серов первым увидел в монархе слабость, изобразив императора простым человеком, который не в силах справиться с огромной и раздираемой противоречиями страной.