Найти тему
Skillscanner

Внимание, вашу должность скоро займет робот

Оглавление

Искусственный интеллект из разряда фантастики перешел в реальность: предлагает рекламные объявления, основываясь на предпочтениях пользователей, анализирует кредитную историю, и даже рисует картины и пишет музыку. Возникает резонный вопрос, а не лишат ли роботы «кожаных мешков» рабочих мест? Разбираемся, какие профессии оказались под угрозой и что делать в этой ситуации.

Копирайтеры

Программ по перефразированию, генерации описаний и названий, а также по написанию текстов очень много. Пока полностью заменить человека подобные программы не смогут. Только помочь в работе, а также подогнать интересные идеи.

Например, сервис от Яндекса «Балабоба». Сам за вас статью не напишет, но предложит варианты продолжения текста с сохранением стиля. Или сервис «Рерайтер» от Сбера. Поможет переформулировать любое предложение, сохраняя исходный смысл.

Что с этим делать?

ИИ пока не умеет определять tone of voice, писать тексты для определенной ЦА, анализировать источники, сопоставлять информацию и делать выводы. Поэтому лучший выход сейчас — использовать их в работе. Для новых идей и вдохновения.

Операторы call-центров

В call-центрах требования к качеству коммуникации и скорости ответов постоянно растут, поэтому компании заменяют обычных работников на голосовых роботов. Они способны анализировать ответы пользователей, отвечать скриптами, решать несложные проблемы и передавать жалобы. Использование подобных технологий сокращает затраты на на работников call-центра, позволяет разгрузить штат и перенаправить силы на решение важных проблем.

Примером может послужить кейс компании Зарплата. ру. Внедрение голосового помощника помогло актуализировать базу объявлений. Увы, обычные операторы с этим справится не смогли.

Что с этим делать?

Роботы пока не могут справляться со сложными задачами: происходит автоматическое переключение абонента на «живого» сотрудника. Поэтому тут совет такой же — профессионально расти и расширять круг полномочий.

Переводчики

Точность переводов, выполненных искусственным интеллектом, стремительно увеличивается. Переводчики в разных браузерах постоянно обучаются: если вы указываете, что слово переведено неправильно, программа запоминает это и в следующий раз предлагает вам более корректный перевод. Некоторые ИИ уже способны переводить с одного языка на другой на «человеческом уровне». Следующий шаг — научить искусственный интеллект переводить текст или диалог в режиме реального времени.

Что с этим делать?

Ошибки в переводе у ИИ до сих пор случаются. Особенно, когда в тексте используются идиомы, сленг и другие сложные конструкции. Поэтому переводчикам еще далеко до полной замены.

Водители

Дальнейшее развитие ИИ сильно повлияет на водителей, особенно на таксистов. Искусственный интеллект поможет сократить количество аварий на дорогах: машина самостоятельно будет менять скорость и траекторию, получая информацию от других транспортных средств.

В октябре прошлого года на Всемирном конгрессе интеллектуальных транспортных систем Honda Motor представила прототип автомобиля с автопилотом четвертого уровня. Такой автопилот минимизирует подключение к процессу человека — ИИ все берет на себя, а водитель становится пассажиром. Пока такие машины можно увидеть только на выставках, но компании активно анонсируют запуск производств автомобилей третьего уровня по классификации SAE. Здесь для «человеков» все обстоит более радужно: без водителя не обойтись, но с большинством типовых задач справится автопилот.

Что с этим делать?

Если вы таксист, то пора уже более активно развивать собственный бизнес. Скоро “таксовать для души” уже не получится.

Рабочие на заводах

Контролировать производственные процессы все чаще доверяют искусственному интеллекту. Уже в 2015 году компания Adidas открыла полностью роботизированный завод. Все процессы, начиная от моделирования и заканчивая пошивом, выполняют роботы, за которыми присматривают 150 человек. Процесс пошива составляет 5 часов.

На аналогичном азиатском заводе без ИИ работают около 4000 тысяч человек, а процесс производства растягивается на несколько недель. Капиталисты умеют считать деньги, тренд вполне понятный.

BMW на своих производствах применяет искусственный интеллект для выявления отклонений при производстве транспорта. ИИ сравнивает изображение модели автомобиля с наряд-заказом. Если находит несоответствие, передает уведомление об ошибке специалистам.

Что с этим делать?

Повышать скиллы и переквалифицироваться в надзорный над роботами персонал. Операторы станков ЧПУ пришли на смену токарям и фрезеровщикам.

Клининг и помощники по хозяйству

Умный дом, который управляетприборами, роботы-пылесосы и роботы-оконщики уже никого не удивляют. Роботы и бассейн вам почистят, и воздух отфильтруют, и за цветами приглядят. Даже пиво “по братски” из холодильника принесут.

Компании разрабатывают не только ИИ для индивидуального использования, но и профессиональную технику для очистки помещений. К примеру, компания Alphabet создает роботов, которые могут сортировать мусор, стирать пыль с плоских поверхностей, перемещать мелкие предметы и открывать двери. Проект пока на стадии доработки: робот работает медленно и вряд ли способен убрать большое помещение.

Еще один пример, но уже функционирующего робота — BCR-01 somatic для уборки общественных туалетов. Ничего не боится и готов отмыть любой, даже самый грязный санузел.

Что с этим делать?

Научиться управлять сложными машинами с ИИ для уборки. Пока роботам обязательно нужен куратор, иначе они рискуют “накосячить”. Но замена недорогому ручному труду придет еще не скоро: такие роботы пока достаточно дорогие.

Экскурсоводы

Подобные роботы трудятся в разных уголках мира. Например, Promobot V. 4 используется в нескольких российских музеях. Встречает посетителей, предлагая провести экскурсию. Знает 11 языков и легко может поддержать любую беседу: лингвистическая база насчитывает более 100 000 речевых модулей. Распознает лица и речь, самостоятельно передвигается, избегая препятствия. А еще может фотографировать, шутить и танцевать.

Pepper из Смитсоновского музея американского искусства умеет считывать переводить эмоции посетителей в картинки с произведениями искусства. Робот анализирует эмоции и транслирует изображение из базы на экран, расположенный на груди. База состоит из 50 файлов, и каждая картинка соответствует одной эмоции: грусть, радость, злость, спокойное настроение и удивление.

Что с этим делать?

Роботы нескоро займут место харизматичных гидов. Даже если в них заложена возможность шутить и отвечать на вопросы, не всегда они будут делать это уместно. Так что остается учиться, учиться и еще раз учиться: прокачивать знания, развивать коммуникативные навыки и придумывать «фишки» для каждой экскурсии. Люди всё ещё любят слушать живых людей.

Главное не паниковать. Хотя искусственный интеллект развивается очень быстро, он вряд ли полностью заменит человека. Без контроля человека ни одна программа или робот работать не смогут. На искусственный интеллект можно будет переложить рутинные задачи, но специалистов своего дела он вряд ли заменит в ближайшем будущем (5 лет). Но если вы в зоне риска, начинайте переучиваться. На нашем сайте собраны более 3000 курсов по разным диджитал направлениям, и не только.