Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы начали разбирать 8-ую главу Евангелия от Иоанна, где было рассказано о грешнице, в которую никто не бросил камень.
После чего, Христос снова обращается к народу, говоря:
“Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” [Иоанн 8:12].
Фарисеи, вполне логично, заявляют:
“Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно” [Иоанн 8:13].
Но Спасителя это ничуть не смущает, он отвечает:
“если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно; потому что Я знаю, откуда пришёл и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы судите по плоти; Я не сужу никого” [Иоанн 8:14-15].
Но тут же добавляет обратное:
“А если и сужу Я, то суд Мой истинен” [Иоанн 8:16].
Так все-таки судит или не судит? И завершает речь:
“потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно” [Иоанн 8:16-17].
Обратили внимание, что здесь снова есть текст, подтверждающий, хотя бы частично, концепцию христианской Троицы.
Отмечу некоторую нестыковку в словах Иисуса: он говорит, что свидетельство истинно, если его произносят два человека, но если Христос сам вочеловечился, то Бог-то точно не человек. И хотя, Спаситель убеждает окружающих, что он и отец - одно, тем не менее дистанцируется от него, как от пославшего его. Но даже, если опираться на концепцию всепроникающего единения отца и сына, это, все равно не два человека.
Иисус продолжает проповедовать, объясняя власть предержащим, что они умрут во грехе и не смогут прийти туда, куда уйдет он. Но обещает:
“если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными” [Иоанн 8:31-32].
В ответ люди возмутились:
“Ему отвечали: мы — семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»?” [Иоанн 8:33].
Мне интересно, это у множества евреев вдруг отшибло память, и они забыли как были в рабстве, например, у египтян или вавилонян, или сам автор Евангелия запамятовал.
Христос объясняет, что он имел ввиду совсем другое:
“истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” [Иоанн 8:34-36].
Дальше идет восхитительный пример религиозной риторики, достойный для подражания для любого христианского священника. О нем речь пойдет в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь