Найти тему
Istileev Amirzhan

Бабушка – героиня семейной сказки

Оглавление

Начало 20 века в Татарии выдалось относительно спокойным. В отдаленных от городов селениях люди жили в привычной обстановке: каждый крестьянин рассчитывал на себя. В деревне Кайбич семья землепашца Камалетдина тоже не бедствовала – во дворе имела живность, на земельном наделе возделывала картофель, зерновых, но о достойном достатке всё же мечтала. В семье среди детей вырастала белолицая, статная, задорная дочь Фахрибанат. Она по тем нормам считалась грамотной – училась в местной мусульманской школе, изучала Коран. Девушка, как подобает крестьянке, умела шить, вышивать, вязать, вести домашнее хозяйство. Вокруг неё крутились такие же вольные девушки и юноши. Ей нравился молодой парень из бедной семьи. Они строили совместные планы на будущее. Но их радужные мечты были разрушены в одночасье. К ней неожиданно сосватался зажиточный крестьянин из соседнего села. Он был вдовцом, гораздо старше по возрасту, имел крепкое хозяйство. Отец девушки был рад породниться с ним, чтобы за счет дочери поправить пошатнувшееся хозяйство. Мнением девушки никто не интересовался. Такие уж нравы тогда существовали.

Бесправность

Фахрибанат ушла в неизвестность. Муж очень скоро показал своё истинное лицо. Он запретил ей лишний раз выходить за забор усадьбы, ограничил встречу с родственниками и подругами, заставлял работать и по дому, и по хозяйству, экономить средства во всём. Эти требования выводили девушку из себя, за ослушание порой получала оплеуху. Жестокость мужа дополнялась жадностью и ревнивостью. Она потеряла молодость - с её лица исчезла улыбка, а с души - чувство радости. Бесправность – вот что стало её уделом.

Встреча

Однажды в родное село в гости к родителям приехала её подруга детства Хадича, которая была замужем и жила в Астрахани. Хадича, увидев Фахрибанат с потухшими глазами, полусогнутой фигурой, ужаснулась.

«Не узнаю тебя, подруга! В кого ты превратилась? – возмущалась она. – Открой глазки, мир меняется. Брось этого мужлана. Поехали со мной, не дам пропасть…».

Она рассказывала ей о своей счастливой жизни на другой сторонке. Её поддерживал муж. Они убеждали её, что выход есть только в одном: убежать от тирана. С того дня Фахрибанат стала всматриваться в зеркало, сравнивать себя с цветущей подругой и решилась. За сутки до оговоренного времени женщина ночью ушла из дома, взяв узелок с личными вещами. Она знала, что муж будет искать. Поэтому спряталась в стоге сена во дворе, где заранее заготовила нишу. Муж не обошел и этот стог, прокалывая его вилами, однако острые пики не достали её. В убежище она просидела ещё день, только в следующую ночь выбралась из него и отправилась на железнодорожную станцию, где её ждала подруга с мужем. Так она выбралась на свободу. Это был её выбор. Ей было тогда всего 21 год.

Жизнь на чужбине

Времена настали тяжелые – война, затем революционная ситуация в стране народили разруху в экономике, в обществе, но люди в основной массе стремились в новую жизнь, поэтому старались приспособиться к условиям, где не будет эксплуатации человека человеком. Фахрибанат, приехав в новое местожительства, не чуралась никакой работы, не стала для друзей обузой. Однажды знакомые сообщили, что советская власть нуждается в учителях татарского языка и посоветовали ей сходить туда. Ей предложили место в школе отдаленного ногайского села. Согласилась. Тогда власти местных ногайцев-карагашей перечислили к татарам.

Людей оценивают по делам. Как-то в село приехал уполномоченный Красноярской уездной власти Сулейман Асадулин. Он, в частности, остался довольным работой учительницы, расспрашивал её и о личной жизни. Оказалось неспроста. По приезду домой он рассказал родителям об одинокой молодой женщине и посоветовал старшему брату Насыпу познакомиться с ней. Тот согласился. Посуетились и знакомые из той местности. Вскоре молодые создали семью.

Сердце матери

Судьба свела Насып и Фахрибанат не случайно. Ведь говорят же: браки совершаются в небесах. Всевышний не только соединил их, но и одарил девятью детьми, а воспитывали они – одиннадцать. У Насыпа от первого брака остались двое сыновей – Абдулхай и Абдулла. Хотя Фахрибанат власть не присвоила звания «Мать-героиня», но она по жизни была таковой – никого из одиннадцати детей не обделила, всех поднимала ласковым словом и заботой. Она приучила их уважать старших, беречь младших, помогать родителям по хозяйству. В помощники она брала литературу – детей с детства приучила много читать книг. Во всех делах Фахрибанат сама показывала пример. Ровняясь на неё, дети росли: каждый потом выбрал специальность по душе, стал уважаемым человеком в своём кругу, профессионалом в деле. Более того, её образ жизни стал образцом для внуков.

Только один Бог знает, сколько бессонных ночей провела Фахрибанат, вытаскивала из болезней малых и больших детей. Ведь в первые годы супружества рядом не было её родственников, но она добротой, общительным характером сумела завоевать уважение у близких родичей мужа, соседей, приобрела верных подруг. (Кстати, только спустя 20 лет она смогла посетить родных в Татарии, наладить с ними отношения). А Насып всегда был рядом, помогал ей. Нелегко было и в годы Великой Отечественной войны, когда ушли защищать страну от врагов сыновья Абдулхай и Абдулла, Салих и Фарук. Только ей известно, как она выдерживала нагрузку работающей женщины и многодетной матери одновременно. Бог внял её молитвам: с войны живыми вернулись её старшие дети, здоровенькими вырастали и младшенькие - Ляля, Гюльсум, Гельнас, Фрадя, Мансур, Диля, Равиль.

Любовь к труду

В те годы семья Асадулиных жила в саду, недалеко от Красного Яра: Насып руководил колхозной садоводческой бригадой, а Фахрибанат работала в птичнике, расположенном здесь же. Кроме того, в её обязанности входила готовка обеда для работников сада. Муж и жена помогали друг другу и добивались отменных результатов на производстве. Насып, как передовик труда, удостаивался Почётной грамоты Выставки достижения народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве. В семье рассказывают и такую байку. Однажды, после войны, правление колхоза предложило Фахрибанат выращивать новую породу кур. Их надо было купить где-то на Северном Кавказе. За ними поехал Насып. Тогда автомашин не было, на арбе туда не поедешь, пришлось ему везти кур в клетках по железной дороге. По пути случилась непредвиденная задержка, а корм истратился, закончились и деньги, тогда Насыпу пришлось продавать личные вещи, чтобы прокормить кур. Домой вернулся в кальсонах и рубашке. Общественное дело они всегда ставили выше личного.

Из далёкой истории Красного Яра известно, что здесь активно занимались выращиванием фруктовых деревьев и винограда. Одним из продолжателей этого производства была и семья Асадулиных. Известно, что в Астрахани в старину вывели два сорта ранних яблок – мамутовские и яндыковские. Так вот мамутовские возделывались в Красном Яру. В частности, у Асадулиных. Садом занимались еще предки Насыпа, потом и он долгие советские годы руководил бригадой в местном колхозе, обновляя и расширяя сад. Позже передал его сыну Салиху, при нём на базе сада был создан плодосовхоз «Маяк». К сожалению, в 90-е годы хозяйство обанкротилось, и сад был вырублен. Это стало общей болью семьи. Ведь в том садовом доме появились на свет и выросли всё потомство Асадулиных. Кстати, Салих покинул остаток сада с домом последним в 2000 году, как капитан затонувшего корабля. Через некоторое время он умер. Практически вместе с садом.

Воспоминания о прекрасном

Душой семьи была Фахрибанат – дети, внуки всегда тянулись к ней. В 1972 году старшие Асадулины отпраздновали золотую свадьбу. Сколько было воспоминаний в те дни! Ныне нет их в живых, но их образы не тускнеют. До сих пор при встрече родственники предаются воспоминаниям. А внуки часто уточняют у родителей какие-то факты, связанные с бабушкой – значит, в них живёт любовь к ней, они до сих пор слышат её ласковый голос, помнят вкус угощений, не забыли добрых советов, прикосновений нежных рук и губ.

На снимке Фахрибанат с дочерями (слева - направо): Гюльсум, Диля, Фрадя, Ляля, Гельнас. 1972 год. Снимок сделан во время золотой свадьбы.
На снимке Фахрибанат с дочерями (слева - направо): Гюльсум, Диля, Фрадя, Ляля, Гельнас. 1972 год. Снимок сделан во время золотой свадьбы.

На этом фоне они ощущают на себе прищуренный дедовский взгляд! Невозможно забыть доброту. Особо дороги и не забываемы предки. И правнуки слушают рассказы о них как добрую сказку.

Как быстротечно время! Как безжалостно оно! Но есть в человеке прекрасное чувство – память. Замечательно, если она не стирается, а передаётся из поколения в поколение.

Благодарю Вас за чтение моих публикаций. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые, буду вам очень благодарен.

С Уважением, Истилеев Амиржан.