23,7K подписчиков

Что не песня, то шедевр. Рок-готический «Forever Autumn» от шведов Lake of Tears в 1999-м году, вышибающий массу эмоций

1,6K прочитали

В 1999-м году шведская дет-дум-металлическая группа сменила направление, выпустив совершенно мелодичный дум-металлический альбом, стиль которого многие специалисты окрестили рок-готическим с глубокой эмоциональной составляющей. На самом деле это чисто лирическая музыка высшей категории, и эта пластинка, несомненно, стала бы мировым шедевром всей рок-музыки, если бы шведский лейбл Black Mark подсуетился и вбросил бы в его раскрутку побольше денег.

Lake of Tears "Forever Autumn", 1999 г.
Lake of Tears "Forever Autumn", 1999 г.

Где-то в конце 1999 года один мой знакомый кассетный ларёчник в знак дружеского расположения подарил мне две кассеты неслыханной мной ранее шведской металлической группы Lake of Tears. Он знал, что я с трудом воспринимаю всё новое, особенно такое, которое не похоже на Led Zeppelin, Black Sabbath или Deep Purple, но уверил меня, что группа мне понравится. Я, конечно, к этому заявлению отнесся скептически, но дареному коню в зубы не смотрят. Положив кассеты в карман, я отправился домой, где положил их на полку, и на несколько дней о них забыл.

Костяк шведской рок-группы Lake of Tears в 90-е годы. Слева направо: Daniel Brennare - vocal, guitar; Johan Oudhuis - drums; Mikael Larsson - bass
Костяк шведской рок-группы Lake of Tears в 90-е годы. Слева направо: Daniel Brennare - vocal, guitar; Johan Oudhuis - drums; Mikael Larsson - bass

В какой-то момент я все же решил хотя бы из чувства благодарности прослушать подаренную музыку. О группе этой я ничего не знал, компьютер с Интернетом тогда были мне недоступны, а на всякие музыкальные журналы, где я мог бы встретить какую-то информацию, в тот момент не было денег.

И вот, я поставил одну кассету с альбомом, называвшимся «Forever Autumn», и, занявшись своими делами, стал слушать. Кстати, это был самый свежий альбом этой группы, и вышел он буквально за несколько месяцев до этого – летом 1999 года.

Ну, первые несколько песен на меня особого впечатления тогда не произвели, хотя, надо отдать должное музыкантам - банальной их музыка не была. Это было что-то псевдо-металлическое, но металлическим в музыке было только звучание электрогитар, да и то, они как бы присутствовали на заднем плане, и далеко не во всех песнях. Это скорее была балладная группа, ориентированная на производство красивых мелодий, и без всякого хайпа, свойственного металлистам и хард-рокерам.

Все 9 студийных альбомов шведской рок-группы Lake of Tears. Справа внизу - концертный альбом, записанный в Румынии (г. Бухарест)
Все 9 студийных альбомов шведской рок-группы Lake of Tears. Справа внизу - концертный альбом, записанный в Румынии (г. Бухарест)

Кстати, я быстро перевел название этой группы – «Озеро слёз», и понял, что оно музыке вполне соответствует. Я слушал песню за песней, и все они были на первый взгляд мрачными и унылыми, но продолжая врубаться в музыкальный массив альбома, я пришел к выводу, что музыка просто печальная, хоть и сделанная на высшем уровне. Честно говоря, я таких альбомов до этого не слышал. Нет, были песни подобного типа у разных исполнителей, но чтобы ВЕСЬ альбом был таким грустным – такого не было.

В общем, слушал я, слушал, понемногу впечатляясь, и раздумывал - оставить этот альбом в своей кассетной коллекции, или нет? Чем-то он меня зацепил. Это была совершенно новая для меня музыкальная концепция, для пущего эффекта усиленная скрипками и гармошками. Повторяю – в металле такая концепция имела место быть, но только в виде отдельных фрагментов, причем исполнители явно хотели поразить слушателя, например, та же «Металлика», у которой подобных баллад было множество, но все они слушались как бы в отрыве от основного творчества группы.

Lake of Tears на концерте в Петербурге, 2005 г.
Lake of Tears на концерте в Петербурге, 2005 г.

В случае с Lake of Tears это не работало. Одну песню, максимум две на альбом на хайпе еще можно забацать, но не целый же альбом!

Я понял, что музыканты «Озера слёз», сочинив такой альбом, просто не думали ни о каком хайпе, а самым доступным способом выразили всё, что накопилось на тот момент у них по каким-то причинам на душе. Позже я узнал, что альбом посвящен какому-то их другу, умершему за несколько лет до этого. Тексты тогда мне были недоступны, и потому я даже не раздумывал над их содержанием – с меня хватало музыки.

Концерт Lake of Tears
Концерт Lake of Tears

Таким образом я прослушал четыре песни, которые меня хоть и не поразили, но заставили задуматься о неисповедимых путях рок-музыки в целом и хэви-металла в частности. Но прослушав почти половину альбома, я все равно так и не решил, что делать с этой кассетой.

И тут грянул гром.

Занятый раздумьями, я не сразу обратил внимание на то, что слышу что-то гораздо более высокого качества, чем было. Ну, «гром» - это сказано громко, на самом деле этот гром вылился в изумительную мелодию на фортепиано, дополненную акустической гитарой, а затем скрипками и клавишами под виолы. Это было просто потрясающе!

И после этого потрясающего шедевра пошел шедевр еще более потрясающий. Он тоже был унылый, то есть грустный, вернее, печальный, тем не менее ничего более потрясающего я в подобной музыкальной ипостаси не слышал.

А потом пошел еще более убойный шедевр. Он тоже был грустный и печальный, но, опять-таки, я никогда не слышал такого очень громкого металлического шедевра, выражавшего бы такую вселенскую грусть и печаль. При этом музыканты не просто лабали на своих инструментах, нагнетая соответствующее настроение, они пользовались ими так мастерски и с такой фантазией, что никакого сомнения в гениальности всей этой музыки не оставалось.

CD-выпуск альбома Lake of Tears "Forever Autumn", 1999 г. Сверху - российский выпуск, внизу - американский
CD-выпуск альбома Lake of Tears "Forever Autumn", 1999 г. Сверху - российский выпуск, внизу - американский

В общем, я понял, что первая часть альбома только разогревала слушателя перед кульминацией, которая, конечно же, стоила такого длительного разогрева.

«Закрывашка» альбома была как раз под стать всему альбому – долгая, грустная и печальная, как бы поводящая итог всему услышанному. И получилось настолько законченное музыкальное произведение, что назревала мысль о его концептуальности. В принципе, так оно и было, потому что все остальные альбомы группы такой концептуальности в общем и целом не являли.

Внешний разворот обложки CD-выпуска
Внешний разворот обложки CD-выпуска

Прослушав этот альбом, я тут же стал слушать следующую кассету с альбомом «Greater Art», который был у группы дебютником, вышедшим в 1994-м. Я надеялся услышать нечто подобное тому, что услышал на «Forever Autumn», но здорово обмишурился. На второй кассете был такой дремучий дум-метал вперемешку с дет-металлом, что у меня сразу завяли уши. Ничего лирического и шедеврального на этом альбоме я не услышал, никаких музыкальных откровений тут не было, хотя печаль и грусть в музыке этого альбома присутствовали, ведь группа с самого начала была создана для того, чтобы своим саундом олицетворять именно «озеро слёз».

1-й лист CD-выпуска
1-й лист CD-выпуска

Много позже, когда я получил доступ к Интернету и музыкальной информации, я первым делом скачал все альбомы «Lake of Tears» и стал их внимательно изучать, потому что группа и на самом деле была уникальной. В неудобоваримом для меня ключе музыканты выпустили только два первых альбома, впрочем, второй («Headstones», 1995 г.) получился гораздо мягче, чем первый, хотя представлял собой тот же «неуклюжий» дум-метал.

2-й лист CD-выпуска
2-й лист CD-выпуска

Но начиная с третьего альбома «A Crimson Cosmos» (1997 г.) группа начала резко отходить от ранее взятого направления на классические варианты тяжелого металла, и заиграла более коммерческую музыку, хотя от металлического саунда не отказалась совершенно, просто в музыке стало присутствовать очень много клавишных. Вот как раз этот третий альбом я и начал считать истинными «Озёрами слёз», хотя печали и грусти в нем было поменьше, чем в следующем – это был явно развлекательный альбом, хотя название группы все же оправдывал.

3-й лист CD-выпуска
3-й лист CD-выпуска

Ну, а дальше и пошло и поехало. Группа выпускала альбом за альбомом, и последний вышел в 2021-м году. Правда, в музыкальном творчестве Lake of Tears в 2000-х были большие перерывы связанные с распадами группы и ее последующими воссоединениями. Успела записать группа только 9 студийных альбомов, выпустить один концертник и два сборника, тем не менее этого багажа, собранного почти за треть века, хватает, чтобы включить «Озеро слёз» в число самых интересных рок-групп, появившихся в этот срок.

4-й лист CD-выпуска
4-й лист CD-выпуска

Костяк группы до 2014 года составляли гитарист и вокалист Даниэль Бреннаре, бас-гитарист Микаэль Ларссон и барабанщик Йохан Оудхус, потом начались проблемы, группа в очередной раз распалась, и возникла уже в полностью обновленном составе, а из оригинальных музыкантов остался только Бреннаре. Впрочем, музыка группы нисколько не изменилась, так как автором музыки и текстов всегда был фронтмен, который был и основателем группы, и все эти годы оставался ее вдохновителем.

5-й лист CD-выпуска
5-й лист CD-выпуска

Да, группа Lake of Tears так и не получила широкого признания, но она и не была банкротом, иначе ни один издатель не занялся бы выпуском ее дисков, и ни один менеджер не стал бы устраивать ее концерты. Лично я считаю, что это одна из самых недооцененных рок-групп, и Даниэль Бреннаре создавал и продолжает создавать исключительно высококачественную музыку. Скорее всего группа просто не смогла вписаться в рынок, потому что несмотря на частичный уклон в коммерцию, музыканты все же не смогли отказаться от создания оригинальной музыки, а именно оригинальная музыка, как правило, на коммерческом рынке котируется меньше всего.

Вырезка с обложки с информацией по альбому
Вырезка с обложки с информацией по альбому

И примеров таких недооцененных групп, которые впоследствии, хоть и поздно, все же стали известными, множество. Можно вспомнить шедевральное творчество гитарного британского рок-гения 70-х Тони Макфи и его группы The Groundhogs, которая хоть как-то становится известной только сейчас, когда сам Тони уже на сцену самостоятельно взобраться не может, а не то что создавать новые альбомы. А диски американской хэви-металлической группы Manilla Road, которая пыталась заблистать в 80-х, вдруг начали массово переиздаваться только сейчас, после смерти ее неизменного фронтмена Марка Шелтона, который более трети века боролся с лейблами, неспособными раскрутить его шедевральное, по сути, детище.

Греческий виниловый выпуск альбома Lake of Tears "Forever Autumn", произведенный в 2005 году в четырех цветах винила, по 500 экземпляров каждого цвета
Греческий виниловый выпуск альбома Lake of Tears "Forever Autumn", произведенный в 2005 году в четырех цветах винила, по 500 экземпляров каждого цвета

Вот также и с Lake of Tears – шикарная, по сути, рок-группа стала широко известной только в узких кругах, а музыкальная индустрия вспомнит о ней только после кончины Даниэля Бреннаре, у которого диагностирована леййкемия, и который вряд ли сможет уже выпустить свой очередной, и неизменно шедевральный альбом.

Греческий виниловый выпуск
Греческий виниловый выпуск
Один из лейблов греческой виниловой пластинки
Один из лейблов греческой виниловой пластинки

Ну ладно, не будем о грустном, давайте поговорим о печальном. Музыка на альбоме «Forever Autumn», отражает его название как в зеркале. Вечная осень – именно так переводится название, - разлитая по всему представленному нам музыкальному полотну, неизменно способна попасть в душу каждого. Ну, это я уже заговорил штампами, а если по-чесноку, то лейтмотив альбома как раз такой же «осенний» - и печальный, и грустный, и меланхоличный, и одновременно обаятельный. Чтобы выразить эмоции, Даниэль Бреннаре решил добавить ко всем обычным для рока инструментам еще и скрипку с флейтой и аккордеоном, также во множестве присутствует и акустическая гитара.

На соло-гитаре, правда, играет не сам Бреннаре, а сессионный музыкант Магнус Салгрен, который в группе в этом качестве выступал еще с 1997 года, но как постоянный участник был принят в нее только в 2007-м. Также на этом альбоме в составе группы четвертым ее участником присутствует клавишник Кристиан Сааринен, который, впрочем, после записи альбома ее покинет.

Трек-лист:

1). So Fell Autumn Rain (5:22) «Так падал осенний дождь». Самая быстрая композиция на диске, можно даже сказать, супер-скоростная в сравнении почти со всеми остальными песнями. Но это только начало той осени, которая зацарствует на альбоме после этого прекрасного, но все же не совсем грустного номера. Шикарный хэви-металлический саунд, отполированный давящими на него клавишными, переходящий к лирическим натюрмортам под размеренные и меланхоличные стуки барабанов.

2). Hold On Tight (4:06) «Держись крепче». Следующий шедевр, более громкий, чем «открывашка», но одновременно и более медленный, и более шикарный. Клавишник на альбоме не зря деньги за свою работу получал – без него эта пластинка не получилась бы. Сохранились сведения, что соло-гитарист Магнус Салгрен свои партии для каждой песни оттачивал с таким тщанием, словно он не рок-гитарист, а настоящий Николо Паганини. Нет, я не хочу сравнить таланты Салгрена с гением Паганини, просто оба создавали шедевры, хоть и каждый на своем уровне.

3). Forever Autumn (5:56) «Вечная осень». Еще более шикарная акустическая баллада. Что может быть лучше вечной осени, хоть и грустной, зато очаровательной, и особенно выраженной музыкальными средствами?

4). Pagan Wish (4:23) «Языческое желание». А это вторая «скоростная спид-металлика», подобно открывающему треку. Она обрывает чудный сон, который снится во время прослушивания предыдущей баллады. Правда, тут поется, скорее всего, о каких-то язычниках, наверное, о викингах, а свирепые викинги, как известно, если и грустили, то не по поводу осени, и печалились они о совсем других делах. Соло на гитаре – просто вышибающее, хоть и не особо виртуозное.

5). Otherwheres (3:55) «Другие». Главный шедевр альбома, хоть и без слов, тем не менее, это хит мирового уровня. Что тут комментировать? Надо слушать!

6). The Homecoming (5:16) «Возвращение домой». И снова шедевр. Ну, я просто не могу комментировать, настолько это шедевральная песня, возможно, второй главный шедевр альбома. Совсем непонятно, почему диск с этим хитом не ворвался в 1999-м году в американские чарты???

7). Come Night I Reign (3:51) «Приходи ночью, я правлю». Ну, безусловно, не переводятся гениальные песни на этом альбоме. Третий шедевр, и позор лейблу Black Mark, который не смог его в свое время раскрутить хотя бы на сингле.

8). Demon You/Lily Anne (4:21) «Демон Ты / Лили Энн». Эта песня поспокойнее в эмоциях, хотя и погромче в саунде. Шедевром назвать ее не могу, но она в контексте всего альбома слушается прекрасно. У меня есть знакомые меломаны, для которых эта песня – несомненный фаворит на всем диске.

9). To Blossom Blue (8:15) «Чтобы расцвести голубым». Несмотря на упоминание «голубизны» в названии песни, тут не про ту голубизну поется, о которой кто-то может подумать. Это голубизна неба, которая свойственна только прекрасному осеннему дню. Самая длинная композиция альбома, и она вобрала в себя все его прелести. Так и хочется назвать эту полуакустическую балладу под французскую гармонь главным шедевром пластинки, но так как у нас уже образовалась целая куча главных шедевров, то поставим ее главным шедевром в порядке очереди.

В общем, для тех, кто по-настоящему ценит музыкальные шедевры, советую этот альбом слушать почаще, когда взгрустнется. А для коллекционеров винила посоветую прикупить диск, выпущенный в Греции в четырех разных цветах еще в 2005-м году официальным тиражом 2000 экземпляров. Впрочем, учитывая необязательность греков, могу предположить, что подпольный тираж все же был гораздо больше, потому что я нередко вижу этот виниловый альбом в Интернет-магазинах по вполне вменяемым ценам.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Дебютный альбом норвежской рок-группы «Титаник» в 1970 году чуть было не вывел ее в топы, но название подкачало

О чем пел Кинг Даймонд в 1980-м году? Запись репетиции маэстро хэви-металла в подвале пивнушки в ночном Копенгагене

Альбом «Fly To The Rainbow» начинала записывать группа Dawn Road, а выпустила его группа Scorpions

Aerosmith «Rocks», 1976 г. ~ очень сильная попытка стать плечом к плечу с «Лед Зеппелин» на американском рынке

Van Halen «Fair Warning» 1981 года - вершина творчества группы, которая почему-то провалилась в чартах