Найти тему
Дарья Щеглова

Зачем будущим психологам математика?

Психологию, на современном этапе развития, невозможно представить без математики. Ведь именно математика помогает перевести результаты различных психологических исследований на язык понятный каждому человеку.

Напомним, что история применения математики в психологии началась в Германии в начале 19 века. В это же время, в научной литературе появляется понятие “математическая психология”, основа теории которой не имеет математических расчётов и формул с применением цифр, но есть четкая и последовательная система, которая раскрывает характеристики потока представлений в нашем сознании как величин связанных между собой.

В дальнейшем многие учёные и исследователи в своих работах прибегали к данной теории, пользуясь математическими методами не только в психологии, но в других областях науки. Из этого следует, что математика обладает особыми свойствами, так как имеет широкую область распространения в науках. Если в данной дисциплине вы не сильны, то преподаватели математики помогут Вам понять принципы и основы математических решений.

Математика и психология - очень обширные и быстро развивающиеся области знаний. У них разные направления, поэтому нет психолога или математика, знающего все отрасли и учитывающего все методы теории.

Так для чего будущим психологам изучать математику? Во-первых, студент-психолог при изучении данной дисциплины учится поиску, обобщению и выделению важной информации, что помогает развивать аналитическое мышление. Во-вторых, решение

математических задач способствует развитию творческой деятельности, развивает гибкость, самостоятельность, рациональность и критичность мышления.

Следуя из содержания математических дисциплины, на первых занятиях студенты-психологи знакомятся с приемами доказательства теорем и решения задач, учатся рассуждать, выдвигать гипотезы и обосновать их. На старших курсах студенты используют полученные знания при изучении таких дисциплин как: психодиагностика, психогеометрия и др.

Современная психология насыщена разнообразными психодиагностическими методиками, при анализе которых необходимы знания высшей математики, так как базовых школьных знаний будет недостаточно. Знания базовых элементов высшей математики нужны психологу для использования их в дальнейшей профессиональной деятельности. Так к примеру матрицы, изучаемые в линейной алгебре, являются средством описания в психологии общностей, групп из нескольких человек - социоматрицы. Это квадратная помеченная матрица, в строках и столбцах которой обозначены члены группы, а элементами матрицы являются условно обозначенные отношения. Для наглядного представления служат социограммы - графы, эквивалентные социоматрицам.

Для описания психических процессов в психологии используют различные функции, которые изучают в математическом анализе. Например, в построение психометрических шкал широко используется линейная функция, для описания временной динамики представлений используется показательная функция, экспоненциальная функция актуальна для описания законов вероятностных распределений и эмпирических зависимостей в психологии.

В современной психологии при тестировании используются следующие методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Эти методы также применяются и в математике. В психологической науке необходимость применения математических методов обусловлена тем, что психологические исследования в настоящее время не могут осуществляться лишь с описательных феноменологических позиций, а требуют выявления возможно более объективных количественных и структурных характеристик изучаемых фактов и явлений, позволяющих рассматривать получаемые выводы как достаточно достоверные. При этом используются специальные процедуры сопоставления по определенным правилам свойств чисел и геометрических объектов психическим явлениям и процессам.

Таким образом, студенты, в процессе изучения математических дисциплин, получают необходимые для своей дальнейшей профессиональной деятельности теоретические знания и практические навыки.