Как изменить общественное мышление, не прибегая к манипуляциям, пропаганде и авторитарному режиму? Ответ прост - прибегнуть к концепции окна Овертона. Именно благодаря ей общество будет готово принять то, что раньше считала неприемлемым.
Кто такой Овертон?
Джозеф Овертон, инженер по профессии, родился в начале 1960-х годов и занимал должность вице-президента Центра государственной политики Макинака. В своей работе он наблюдал, как общество реагирует на различные типы взглядов, особенно на те, которые считаются крайне неприемлемыми или даже незаконными.
Овертон вошёл в историю как создатель концепции, описывающей, как перенаправить мышление общества. Или если быть точнее, как сделать так, чтобы идея, которая считается неприемлемой и незаконной стала приемлемой и законной.
Что такое окно Овертона?
Окно Овертона, или дискурсивное окно, представляющее собой вертикальную модель стадий, через которые должно пройти общество.
Согласно Овертону, политическая жизнеспособность данных идей связана с тем, попадают ли они в это окно, а не с индивидуальными предпочтениями политиков.
Интересно, что во избежание ассоциаций с политическим разделением на левых и правых Овертон создал своё окно как ось. Общество должно пройти по очереди пять стадий, чтобы то, что крайне неприемлемо и запрещено, стало полностью законным.
Окно Овертона на практике
Как изменить ряд правил, считающихся политически неприемлемыми, на приемлемые?
6 стадий:
- Немыслимо. Начать необходимо с нуля. А именно определить, что является той самой запретной вещью, которую общественность считает неприемлемой.
- Радикально. Безнравственное, отвратительное и нелепое поведение может стать, например, предметом научной работы. В результате которой будет выяснено, что, например, явление неприемлемое в нашей культуре, встречается в другой.
- Приемлемо. Далее наступает второй этап. Общество должно быть подведено к восприятию явления как нечто принадлежащее другой культуре, поэтому к этому явлению нужно подходить терпимо. Ведь толерантность удел мудрых, и никто не хочет показаться невежественным.
- Разумно. На третьем этапе приемлемую идею можно превратить в разумную. Идея перестаёт вызывать большие эмоции и со временем набирает сторонников, а противники оцениваются как крайние радикалы.
- Популярно. Как только идея стала разумной, она должна стать предметом обсуждения в СМИ, телевизионных программах, фильмах. Когда-то являясь спорным вопросом, идея постепенно поднимается выше, получает признание и начинает пропагандироваться как нечто положительное.
- Норма. На последнем этапе явление закрепляется юридически, а его сторонники выходят на политическую сцену и начинают продвигать свои идеи.
За шесть шагов то, что считалось неприемлемым и незаконным, превратилось в нечто приемлемое и законное.
Пример окна Овертона
👯♀️ Примером применения идеи «Окна Овертона» является процесс принятия однополых браков в западном мире. Сегодня, благодаря широкому интересу СМИ, уже никого не удивишь гей-парадами или демонстрацией однополых отношений на улицах европейский городов. А ведь ещё несколько десятков лет назад, данная тема имела статус неприемлемой.
🥤 Второй пример, который также не особо применим к нашей стране, это история про пластиковые соломинки! Всего несколько лет назад запрет на использование таких соломинок, в некоторых европейских городах, мог показаться как минимум странным и ненужным.
Вопрос о запрете пластиковых соломинок находился тогда на первом этапе концепции Овертона — он был вне социального дискурса (немыслим). Позже некоторые люди стали отказываться от них. Остальная часть общества могла расценить это как радикальное поведение — кто-то настолько заботится об экологии, что отказывается пользоваться удобной соломинкой. Следующим этапом было принятие. Отказ от пластика стал обыденностью и перестал удивлять сторонних наблюдателей.
Таким образом, следующим шагом было рассмотрение отказа от использования соломинок как разумного решения. Ведь это забота о планете. Такое мышление со временем сделало концепцию отказа от соломинок популярной и модной — отказ от пластика стал манифестом экологического образа жизни и социальной ответственности. Последним этапом стало введение Европейским Союзом законодательного запрета на продажу пластиковых трубочек, одноразовых столовых приборов, тарелок и чашек. Вот так идея отказа от пластика ради планеты прошла путь от совершенно неуместного обсуждения до законодательного запрета.