Найти тему

Шедевр Рафаэля и граффити конца эпохи Возрождения. Вилла Фарнезина в Риме

Есть в Риме место, до наших дней сохранившее не только невероятную фреску одного из величайших мастеров эпохи Возрождения, но и очень любопытное граффити. Речь идет о вилле Фарнезина – первой «облегченной» ренессансной вилле с открытой лоджией. Ее проект разработал прославленный архитектор и мастер иллюзорных росписей-обманок Бальдассаре Перуцци. А заказчиком виллы был Агостино Киджи, тот самый для кого Рафаэль создаст позднее усыпальницу в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которую уже в наш век прославит на весь мир писатель Дэн Браун в книге «Ангелы и Демоны» и режиссер Рон Ховард в одноименном фильме.

Вилла Фарнезина. Фасад со стороны лоджии. Фото: Peter1936F / Wikimedia Commons
Вилла Фарнезина. Фасад со стороны лоджии. Фото: Peter1936F / Wikimedia Commons

Вилла Фарнезина представляет собой небольшое двухэтажное здание П-образной формы с выходящей в сад лоджией в центре северного фасада. Потолок лоджии богато расписан фресками, что производит невероятное впечатление благодаря свету, который проникает сквозь большие арочные проемы и заполняет все пространство.

Главным же шедевром виллы несомненно является фреска «Триумф Галатеи», созданная Рафаэлем в 1511 году. В этой фреске художник переосмысляет античный сюжет, используя в качестве источника повествование о дочери Нерея из «Идиллий» Феокрита или «Метаморфоз» Овидия в пересказе Анджело Полициано, или Апулея.

На фреске мы видим апофеоз нифмы Галатеи, которая изображена на колеснице в виде раковины «морского гребешка», запряженной двумя дельфинами. Окружает ее праздничная процессия тритонов и нереид. В небе над Галатеей четыре амура – трое уже готовы метнуть в нее любовные стрелы, четвертый амур, к которому обращен ее взгляд, прячется за облаком, держа в руках пучок стрел, что согласно аллегориям Полициано, символизирует целомудрие платоновской любви.

В ходе детального изучения фрески и их реставрации в середине XX века было установлено, что Рафаэль исполнил только лицо и фигуру Галатеи, а остальное поручил своему ученику Джулио Романо. Итальянские исследователи отмечают, что лицо Галатеи было написано Рафаэлем с его возлюбленной и музы Маргериты Лути, с которой он знакомится именно во время работы на вилле. Маргерита была дочерью булочника и приносила на виллу свежевыпеченный хлеб. Позднее именно с нее Рафаэль напишет «Донну Велату» (1516), «Форнарину» (1518-1519) и свое легендарное произведение – «Сикстинскую Мадонну» (1512-1513).

Фреска «Триумф Галатеи» воистину прекрасна и затмевает многое, что можно увидеть в интерьерах этой вилле. В том числе небольшую и почти незаметную надпись-граффити на стене «Зала перспектив», расписанного Бальдассаре Перуцци обманками, или так называемыми, тромплёи (от фран. trompe-l'œil – обман зрения) с нарисованными колоннами и виднеющимся за ним городским пейзажем Рима.

Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора
Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора

Эту надпись часто не замечают посетители (по крайней мере так было во время моего посещение виллы), но меня, как искусствоведа, привлекло послание, оставленное в 1528 году и, как оказалось, повествующее о самом мрачном времени в истории Рима и римской церкви.

Граффити на стене Зала перспектив. Фото автора
Граффити на стене Зала перспектив. Фото автора

«Почему бы мне, пишущему эти строки, не посмеяться? Ландскнехты обратили папу в бегство» – гласит граффити.

Годом ранее в 1527 году Рим оказался захвачен войсками Карла V и в течение года в городе не прекращались мародерства. Практически вся швейцарская гвардия была перебита на ступенях Собора Святого Петра, а сам папа Климент VII бежал по тайному ходу в Замок Святого Ангела, где и укрылся на время. Впоследствии, ему удалось покинуть заточение, выплатив огромный выкуп, кроме того он признал германо-испанское господство на Апеннинах и в дальнейшем поддерживал императора Карла V.

Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора
Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора

Вилле Фарнезина, как и многим богатым дворцам и особнякам, не повезло. В тот год она была разграблена и обрела на одной из стен это глумливое граффити, которое, однако, в наши дни имеет важное историческое значение, как живое визуальное свидетельство переломной эпохи.

Разграбление Рима опустило занавес над эпохой Возрождения. В обстановке сложившегося всеобщего кризиса искусство начало поиск нового языка выражения. Наступает период маньеризма, который воспринимается многими исследователями, как ранняя фаза следующего большого стиля в истории искусства – стиля барокко.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!