Найти тему
Мария Агеева

Атаки на Толстого участились...

фото из интернета
фото из интернета

Уже какой раз наталкиваюсь на посты о том, что следует срочно изъять из школьной программы "Войну и мир". И что самое главное, вроде бы эти посты пишутся учителями. Причины для изъятия самые банальные, и будь мне 16, я бы поддержала подобную инициативу двумя руками и ногами: произведение правда непростое. Но мне давно не 16, поэтому я против. "Войну и мир" надо оставить.

Начну с причин, которые озвучиваются для "убрать". Перво-наперво - детям сложно. Для меня это вообще не разговор. Сложно - преодолейте. Второе: дети не понимают о чем там рассказывается, эти реалии от них далеки, мы живем в совершенно другом мире. Нет, ребята, ничего особо и не изменилось, мы живем в том же самом мире, как ни странно это может прозвучать.

Почему я считаю, что "Войну и мир" необходимо оставить в школе? Во-первых, я уже писала где-то, скажу еще раз. Так сложилось, что в России практически не развивалась философская мысль. Вся русская философия - в русской классической литературе. Именно там ставятся ментальные, нравственные, экзистенциальный вопросы. И там же и решаются. Именно поэтому многих так раздражает немного менторский тон русских классиков. Но что поделать? Если мы хотим, чтобы наши дети оставались в нашем культурном коде, надо их нормально учить.

Во-вторых, прочитать "Войну и мир" "самостоятельно во взрослом возрасте" - это глупость. Потому что этот роман-эпопею можно сравнить с минным полем. Там "заминировано" такое количество смыслов, идей, проблем, что самостоятельно человек, не осиливший произведение в школе, вряд ли пройдет. Сюжет уловит, но и все. А сюжет в романе - это не главное. Сюжет - это для рассказов, и то не всегда. Понимаю, что есть люди, которые смогут многое понять, но, как говорит нынешний киевский мэр, не только лишь все. Именно учитель должен провести по "Войне и мире", с критическими статьями, с анализом современников Толстого, с пониманием актуальности вечных проблем, поставленных в романе.

Забыла сказать: я не поклонница Толстого, хоть и читала "Войну" четыре раза (надо было), но не могу отказать Толстому в величии философских обобщений и нисколько не жалею, что подробно изучила этот роман. Глупее от этого я точно не стала. Кстати, на второй раз читается легче, как, собственно, и любое произведение. За сюжетом уже не следишь, и открываешь для себя новые пласты и смыслы. Это намного интереснее, чем сюжет.

Кстати, а что такого не могут понять современные школьники? Я могу понять, чего не знали советские школьники. В советское время, например, не существовало ни салонов условной Анны Павловны Шерер, ни собственно светского общества. Вообще не советские реалии. Однако тогда школьники читали, изучали, писали сочинения...

А как же запараллеливается толстовское светское общество, с придыханием говорящее о Наполеоне, и готовое предать Родину с современной светской тусовкой... Высшее общество, совершенно не понимающее страны, в которой оно живет... Может, саботаж и службистика не являются грехами современной армии? Может, современные мажоры не развлекаются самым диким образом с условными медведями? Вот как раз в бесклассовом СССР это было сложно понять, а сейчас - параллели такие, что вздрагиваешь. Что плохого, если школьник узнает понятие "глубинный народ", который воюет за свою страну вне зависимости от строя, собственного богатства и так далее (Платон Каратаев)?

Вообще, хочу сказать, что сначала СВО многих, в том числе и меня, постигло разочарование. Нет, не в том, что мы не "взяли Киев" за три дня, и даже не в том, что до сих пор обстреливают Донецк, а в том, что ничего не меняется в образовании. Мы, нормальные взрослые, хотим, чтобы наши дети были не дурнее нас, а желательно, умнее. Для этого они должны, как минимум, знать столько же, сколько мы, а лучше бы больше. И ничего сложного для них нет. У них информация в руках, в телефончиках, им не надо (в отличие от нас) в библиотеку ходить за книжками - все есть. Но с этой программой мы делаем из них дураков, людей-функций, не умеющих мыслить, анализировать, сопоставлять. Как же обидно, что они лучшие годы жизни, когда мозг может брать максимум информации, тратят на ерунду. А мы им помогаем быть глупее. С благими намерениями. Куда они ведут, мы знаем. И вообще: сложно? - Отлично. Тяжело в учении - легко в бою.