Найти тему

Ретроанализ в шахматах. Часть 1. Можно ли быстрее?

Что такое ретроанализ (он же — ретроградный анализ) в шахматах? Это несколько необычный жанр шахматной композиции, в котором нужно не только выполнить предложенное задание (например, поставить мат или сделать ничью, казалось бы, в безнадежной позиции), но и узнать «историю» партии (хотя бы частично, в тех объемах, которые требуются для решения), заглянуть, так сказать, в ее прошлое.

Шахматные фигуры в видении нейросети Stable Diffusion 2.1.
Шахматные фигуры в видении нейросети Stable Diffusion 2.1.

Зачастую решение такой ретрозадачи напоминает детектив. Поэтому известный американский математик Раймонд Смаллиан для своих книг о ретроанализе для начинающих выбрал жанр рассказа от имени доктора Ватсона об их совместных «ретрошахматных» приключениях, конечно же, с самим Шерлоком Холмсом (элементарно!). Книги эти были изданы в 1980 и 1981 годах — собственно The Chess Mysteries of Sherlock Holmes и The Chess Mysteries of the Arabian Knights (здесь присутствует непереводимая игра слов — по-английски night «ночь» и knight «рыцарь» (так они называют и шахматных коней) произносится одинаково — поэтому «арабские ночи» (распространенное название «1001 ночи» в английском языке) превратились в таких же арабских скакунов). В русском переводе обе книги вышли в 2012 году в одном сборнике под названием «Шахматные тайны» (в целом перевод хороший, но в связи с тем, что переводили нешахматисты, имеются небольшие неточности при переводе шахматных терминов — Прим. авт.).

Приведем одну из задач, напечатанных в этом сборнике, и ее решение.

Белые начинают и дают мат в минимальное число ходов.
Белые начинают и дают мат в минимальное число ходов.

Позиция текстом:
Белые: король c5, ладья a8, слоны c6 и c8, пешки a2, a5, b4, d2, e4, h2, h3.
Черные: король a4, слон b8, конь a7, пешки a3, b5, c7, d3, d7, e6, f7, g7.

FEN-строка: RbB5/n1p2pp1/2B1p3/PpKp4/kP2P3/p2p3P/P2P3P/8.

Итак, задание звучит — белые начинают и дают мат как можно быстрее. Казалось бы (это может подтвердить любая современная шахматная программа вроде Stockfish), что мат тут дается только в 3 хода и не быстрее: например, 1. Сc8-a6 f7-f5 2. Сa6:b5+ Кa7:b5 3. Сc6:b5×.

Но давайте, рассматривая эту довольно-таки странную позицию, зададим вопрос: а как же перед этим ходили черные? Ведь выбор ходов был у них был не так уж и велик: конем или слоном (а также пешкой a3) они пойти не могли, поскольку все поля, с которых они могли уйти, уже чем-то заняты. Пешки на 7-й горизонтали (c7, f7, g7) еще не ходили, поэтому выбор сужается до ходов оставшимися пешками (королем уйти с b3 черные тоже не могли, из-за того, что пешка a2 еще не ходила и, значит, всегда — с самого начала партии — держала пункт b3 под ударом, то есть, король по правилам не мог ступить на эту клетку).

Рассмотрим теперь положение самих пешек. Как известно, эти самые слабые шахматные фигуры (здесь понятие «фигура» используется в самом широком смысле — по правилам ФИДЕ. Зачастую пешки в шахматах даже не считаются фигурами — Прим. авт.) ходят только вперед по своей вертикальной «дороге» и «перестраиваются» на соседние «полосы» только при взятии фигуры соперника.

Посмотрев внимательно на позицию, мы видим, что пешка d3 попала на свое место с h7, пройдя по кратчайшему маршруту h7:g6:f5:e4:d3 и «прихватив» по дороге 4 белые фигуры из общего количества 5 взятых черными фигур (поскольку в начале партии их на доске было 16, а сейчас осталось 11). В частности, это означает, что черные не могли пойти последним ходом d4-d3 (ведь пешка пришла с e4, а не с d4).

Поскольку остальные пешки стоят, как и «положено», по одной штуке на вертикали, это означает, что они ничего не забрали и двигались только по своим линиям (конечно, соседние пешки могут поменяться вертикалями и сохранить этот «баланс», но для этого каждая из них должна съесть по фигуре, а это слишком много, ведь все взятые белые фигуры, кроме одной, съела «прожорливая» пешка d3).

Теперь немного отвлечемся от пешек и посмотрим на слонов (не будем уподобляться герою басни Крылова, не приметившего слона в Кунсткамере). Начнем с черного слона b8. Поскольку на доске все 8 черных пешек, это означает, что черный слон не превратился из пешки (ведь их можно превращать не только в ферзей, но и — на выбор играющего — в ладей, коней или слонов), а изначальный, «родом» с пункта f8. А чтобы выпустить слона из «вольера» (ведь слоны — не кони, слишком тяжелые (хотя вместе с конями и считаются легкими фигурами) и не умеют прыгать через другие фигуры), одна из пешек e7 или g7 должна освободить ему дорогу. Пешка g7 еще на месте, значит, черные для этого когда-то раньше пошли другой пешкой. То есть, иными словами, черные не могли последним ходом пойти e7-e6.

А теперь взглянем уже на белых слонов. Ясно, что один из них превращен из пешки (поскольку слоны стоят на полях одного цвета, а те, которые играющему даются в начале партии, стоят на разноцветных клетках (c1/f1) — а ведь, как известно, слоны никогда не «изменяют» цвету своих диагоналей). Какая же пешка превратилась в этого слона и где? Снова вернемся к расположению пешек (теперь уже белых) и заметим, что пешки a5 и b4 пришли с b2 и c2, побив при этом хотя бы 2 фигуры соперника (здесь счет либо 2:0 в пользу пешки a5, начавшей свою «карьеру» на c2, либо же 1:1), наконец, еще 1 фигура — пешка, стоявшая на g2, съела «что-то черное» на h3 (отсылка к мультфильму «Вовка в тридевятом царстве» — Прим. авт.). То есть, на долю пешки, стоящей сейчас на доске в образе слона, остается не больше 2 фигур (поскольку черных фигур, как и белых, осталось 11 — такой вот «футбольный матч»). То есть, это могла быть лишь пешка f2, которая превратилась в слона на поле e8 — поскольку превращение обязательно должно было состояться на белой клетке, до пунктов a8 и c8 слишком далеко (перемещение может быть только в пределах 2 вертикалей), а для того, чтобы добраться до g8, нужно обойти «кордон» из пешек f7 и g7 (через h7), при этом забрав не меньше 3 фигур, что опять-таки слишком много.
(Читателю предлагается следующее упражнение — показать, что превращенная в слона пешка не была «родом» с поля e2.) Но если один из белых слонов когда-то стоял на e8, то получается ситуация, аналогичная уже описанной выше: чтобы выпустить этого слона «на волю», пешка d7 должна была дать ему дорогу (ведь пешка f7 не двигалась). То есть,
черные не могли последним ходом пойти и d7-d5.

Наконец, вспомним правило шахмат о том, что короля нельзя оставлять под ударом (шахом). В частности, это значит, что перед предыдущим ходом черных белый король не мог стоять под шахом, то есть, последним ходом черные не могли пойти b6-b5 или d6-d5. Стало быть, остается единственная возможность для последнего хода черных — а именно, ход пешкой b7-b5 (поскольку, как мы уже видели раньше, взятие a6:b5 невозможно).

В этом месте (не исключено, что и ранее) у читателя могут возникнуть мысли примерно следующего содержания: «Зачем нам выяснять, что черные перед этим ходили какой-то там пешкой, ведь наша цель - поставить мат? Нужно смотреть в будущее, а не увлекаться прошлым!..» Оказывается, что в данном случае это сильно меняет ситуацию! Вспомним одно из правил шахмат, которое нередко забывается как новичками, так иногда и более опытными любителями шахмат, а именно, правило взятия на проходе (также известно как правило «битого поля»): если пешка сделала двойной ход (белая со 2-й горизонтали на 4-ю, либо черная — с 7-й на 5-ю), а поле, пройденной пешкой «без остановки» (соответственно на 3-й или 6-й линии), атакуется пешкой соперника (именно пешкой, другие фигуры брать на проходе не имеют права), то эта пешка имеет право съесть «торопыжку», как если бы она сделала только одиночный ход.

В данном случае мы имеем именно такую ситуацию. После только что сделанного «нулевого» хода черных 0...b7-b5, белая пешка a5 получила право наказать «беглянку» и забрать ее на проходе — 1.a5:b6 e.p. × (сокращение «e.p.» происходит от французского en passant «на проходе» — Прим. авт.)! Открывая линию «a» для ладьи, пешка объявляет черному королю шах и мат. А значит, мат дается не в 3, а всего-то в 1 ход, что для решения задачи очень и очень важно и существенно.

Ad continuandos (с латинского — «продолжение следует» — Прим. авт.).