Найти тему
Чтец смыслов

О НАШЕМ ЛУКАВСТВЕ

Священномученик Григорий Лебедев, епископ Шлиссельбургский

Лукавое самооправдание начинается не­приметно и как будто делает ничтожное дело. Ну что за важность, кажется, что чело­век иной раз и поступится какой-то мело­чью! А разберись - и увидишь, что всякое, даже мелкое лукавство совести, даже малая жизненная сделка окажется делом гибель­ным. Задача самооправдания одна - оправ­дать кривую совесть, успокоить её и оставить собственное человеческое произволение хо­зяином жизни.

Нет дела гибельнее этого! Бог остаётся, но Он выключен из жизни. И человек созна­тельно и бессознательно не «впутывает» Бо­га во все «мелочи». «Невпутывание» Бога и начинается с мелочей: «Ну, при чём тут Бог?» И лукавство сначала прикрывает ма­ленькие сделки. А потом оно уже пойдёт по проторенной дорожке обходиться без Бога и не тревожить совесть при нарушении Бо­жьего закона.

Совесть тупеет. Властвование «я» уско­ряется. Сделки (да они уже и не сознаются как сделки) прикрыты разумными соображе­ниями! Человек рассуждает так (сознатель­но и бессознательно): «Ну, конечно же, я сам хорошенько всё обдумаю и всё устрою. Разве на “авось” проживёшь? Надо самому всё пре­дусмотреть и всё устроить и тем гарантиро­вать для себя успех в деле. На “авось” не про­живёшь. И пословица есть: “Бог-то Бог, сам не будь плох”».

Видишь, как всё жизненно. И в результа­те оправданы все зигзаги, все «кривые» пове­дения, а Бога-то в жизни и нет. То есть Он остаётся, но для особой жизни. Ну, и иконка висит для порядка.

Началось с маленького, а кончается ис­треблением веры, закваской Иродовой. Итак, берегись маленького, берегись лукавого са­мооправдания, берегись замазать и прикрыть расхождение между жизнью и Господним за­коном, берегись закваски фарисейской. Ею, этой закваской, ты заменишь в жизни Бога и Его святую волю о тебе своим маленьким барахтаньем, и незаметно будет подниматься в тебе Иродова закваска - истребление жи­вого Бога в твоём сердце.