Священномученик Григорий Лебедев, епископ Шлиссельбургский
Лукавое самооправдание начинается неприметно и как будто делает ничтожное дело. Ну что за важность, кажется, что человек иной раз и поступится какой-то мелочью! А разберись - и увидишь, что всякое, даже мелкое лукавство совести, даже малая жизненная сделка окажется делом гибельным. Задача самооправдания одна - оправдать кривую совесть, успокоить её и оставить собственное человеческое произволение хозяином жизни.
Нет дела гибельнее этого! Бог остаётся, но Он выключен из жизни. И человек сознательно и бессознательно не «впутывает» Бога во все «мелочи». «Невпутывание» Бога и начинается с мелочей: «Ну, при чём тут Бог?» И лукавство сначала прикрывает маленькие сделки. А потом оно уже пойдёт по проторенной дорожке обходиться без Бога и не тревожить совесть при нарушении Божьего закона.
Совесть тупеет. Властвование «я» ускоряется. Сделки (да они уже и не сознаются как сделки) прикрыты разумными соображениями! Человек рассуждает так (сознательно и бессознательно): «Ну, конечно же, я сам хорошенько всё обдумаю и всё устрою. Разве на “авось” проживёшь? Надо самому всё предусмотреть и всё устроить и тем гарантировать для себя успех в деле. На “авось” не проживёшь. И пословица есть: “Бог-то Бог, сам не будь плох”».
Видишь, как всё жизненно. И в результате оправданы все зигзаги, все «кривые» поведения, а Бога-то в жизни и нет. То есть Он остаётся, но для особой жизни. Ну, и иконка висит для порядка.
Началось с маленького, а кончается истреблением веры, закваской Иродовой. Итак, берегись маленького, берегись лукавого самооправдания, берегись замазать и прикрыть расхождение между жизнью и Господним законом, берегись закваски фарисейской. Ею, этой закваской, ты заменишь в жизни Бога и Его святую волю о тебе своим маленьким барахтаньем, и незаметно будет подниматься в тебе Иродова закваска - истребление живого Бога в твоём сердце.