Найти в Дзене
Talysh Culture House

Культурное наследие Талышского ковроткачества

История Талышского коврового искусства в основном ушедшая в культурное наследие двух государств Ирана и Азербайджана. Талышские ковры украшают многие знаменитые государственные и частные музеи и галереи мира, такие как: Эрмитаж в Ленинграде; Музей народов Востока; Оружейную палату в Москве; Метрополитен-музей в Нью-Йорке; Британский музей; Музей Виктории и Альберта в Лондоне; Лувр в Париже; Тегеранские и Исфаханские музеи ковра; Музей дворца Топкапы в Стамбуле; и т. д. Они бережно хранятся и в других музеях Москвы и Ленинграда, Киева, Ташкента, Еревана и Тбилиси Талыши ткут ковры, паласы и килимы, в основном из шелка и шерсти и имеют две композиции: простую и сложную. Ковер простой композиции:
В основном все ковры простой композиции не богаты красками и многие из ковров содержат одноцветные мелкие детали. Больше всего ковров этого типа имеют среднюю площадь. Сначала такие ковры давали как приданое невестам. Ныне такие ковры чаще используют для совершений молитв. Середины были украшен

История Талышского коврового искусства в основном ушедшая в культурное наследие двух государств Ирана и Азербайджана.

Талышские ковры украшают многие знаменитые государственные и частные музеи и галереи мира, такие как: Эрмитаж в Ленинграде; Музей народов Востока; Оружейную палату в Москве; Метрополитен-музей в Нью-Йорке; Британский музей; Музей Виктории и Альберта в Лондоне; Лувр в Париже; Тегеранские и Исфаханские музеи ковра; Музей дворца Топкапы в Стамбуле; и т. д. Они бережно хранятся и в других музеях Москвы и Ленинграда, Киева, Ташкента, Еревана и Тбилиси

Талышские ковры в музее Баку
Талышские ковры в музее Баку

Талыши ткут ковры, паласы и килимы, в основном из шелка и шерсти и имеют две композиции: простую и сложную.

Ковер простой композиции:
В основном все ковры простой композиции не богаты красками и многие из ковров содержат одноцветные мелкие детали. Больше всего ковров этого типа имеют среднюю площадь. Сначала такие ковры давали как приданое невестам.

Ныне такие ковры чаще используют для совершений молитв. Середины были украшены небольшими орнаментами. Ковроткачи называют эти ковры «чалтик». Талыши считают «чалтик» символом изобилия. Таким образом, эти ковры имеют символическое значение. Центры ковра часто имеют простую структуру с белым фоном.

Ковер простой композиции
Ковер простой композиции

Ковер сложной композиции:
Ковры этой композиции пользуются большей популярностью. Часто по середине и по краям ковра есть орнамент бута. По середине часто находятся бута повернутые снизу-вверх, иногда бута имеют странные формы, делая бута похожим на медальон.

Цвета медальона и фона ковра часто имеют один и тот же цвет. Такие сочетания цветов свойственный коврам типа «Талыш» и « Мугань». Второй вариант ковров «Талыш» сначала производился из шелка, а позже из хлопка и шерсти. В коврах «Талыш» не используется много цветов, что снижает художественное качество ковра.

Ковер сложной композиции
Ковер сложной композиции
Высокопоставленным людям принадлежали, в основном, ковры второго варианта. Текстурированные ковры в основном давали как приданое девушкам. Ковры сложной композиции часто имели ромбы, которые следуют друг за другом. Многие ковры имеют удлиненный вид.

Талышские ковры прошли четыре этапа развития: сначала появились войлочные ковры, затем паласы, еще позже зили, верни и сумахи. И, наконец, этап, когда создаются сложные орнаментальные ворсовые ковры.

Отличительной особенностью талышского ворсового ковра является высокая плотность его узлов. Она, как правило, определяется количеством узлов на квадратный дециметр (в среднем на каждый квадратный дециметр изделия приходится от 1600 (40х40) до 4900 (70х70) ворсовых узлов). В больших домах традиционно использовались комплекты из 4-х ковров трех типо-размеров (даст): два кенарэ, келлейи и халы

Если талышские ворсовые ковры веками ткались при помощи двух форм техники узлования — гюллаби (тюркбаб) и долама (фарсбаб), то число видов ковровых композиций поистине беспредельно. Порою богатая и сложная композиция имела распространение в границах одного села, или города, и по традиции, как ценное наследие, передавалась из поколения в поколение.

Известны ковры, содержащие «цитаты» из памятников архитектуры. В число этих орнаментальных мотивов входят многие элементы архитектурных строений — арки и порталы, колонны и купола, окна и висячие лампады (гандил). На некоторых коврах изображены, разумеется схематично, знаменитые архитектурные памятники Востока, святыни мусульманского мира. Маленькие молитвенные коврики, намази, в структуре своих декоративных композиций обычно содержат архитектурную деталь — михраб, нишу алтаря мечети.

-4

Взлет мастерства талышских ковров Каджарского периода наиболее полно иллюстрируют экземпляры из коллекций музеев Баку (Государственный музей азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства им. Лятифа Керимова), Цюриха (Rietberg), Глазго (The Burell Collection), Вашингтона (Техtile Museum), Нью-Йорка (Меtropolitan Museum of Art), Стамбула (Музей Топ-Капы), Москвы (Музей искусств народов Востока), Киева (Музей восточного и западного искусства).

-5