23 января 1942 года генерал-лейтенант Ганс фон Шпонек предстал перед судом военного трибунала под председательством Германа Геринга.
Кто же он такой и какое совершил преступление перед Третьим Рейхом?
Ганс (Ханс) фон Шпонек (Спонек) был графом. Он родился и вырос в Дюссельдорфе, в семье потомственных аристократов. Его полное имя - Ханс Эмиль Отто граф фон Шпонек, принц Монпельгард. К слову сказать, королева Великобритании Виктория - его дальняя родственница. В армии Ганс с 20 лет. В годы Первой мировой войны был трижды ранен, награждён Железным крестом с дубовыми листьями. В общем - военная косточка, элита Третьего Ркейха. К тому же, в межвоенный период Шпонек стоял у истоков создания нового рода войск. Вместе с Куртом Штудентом они создавали воздушно-десантные (аэромобильные) войска Германии.
На практике эти войска были использованы в годы Второй Мировой войны при захвате в 1940 году важных в тактическом отношении переправ и ключевых аэродромов в Голландии. Командуя воздушным десантом, фон Шпонек был ранен и награждён Рыцарским крестом, а также произведён в генерал-лейтенанты.
В Крым фон Шпонек прибыл в октябре 1941 года, вступив в командование 42-м армейским корпусом. За короткое время успел проявить свои - не командирские, а палаческие и антисемитские наклонности. Он приказал относиться ко всем евреям как к «партизанам», а всех захваченных в плен советских солдат – расстреливать.
42-й армейский корпус входил в состав 11-ой армии Манштейна, захватившей Крым. Лишь город Севастополь продолжал обороняться. С целью отвлечения немецких частей, штурмующих Севастополь, советское командование приняло решение высадить десант на Керченском полуострове.
Эта операция, проведенная на южном фасе Кавказского фронта в конце декабря 1941-го - начале 1942 года называлась Керченско-Феодосийской десантной операцией. Ее проведение было возложено на Закавказский (Кавказский) фронт (командующий генерал-лейтенант Д. Т. Козлов), корабли Черноморского флота (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский) и Азовскую военную флотилию (контр-адмирал С.Г. Горшков).
26 декабря 1941 года наш десант высадился в районе Керчи. 30 декабря - в Феодосии. Для немцев это была полная неожиданность. Многих солдат и военачальников из частей 11-й армии Вермахта (в основном - части 46-й пехотной дивизии) и 4-й румынской горнострелковой бригады, под командованием Георге Манолиу, - охватили шок и паника.
Командир 42-го корпуса генерал-лейтенант Ганс фон Шпонек, опасаясь окружения, отдал приказ к отступлению. Фактически это было бегство - драпали на Ак-Монайский перешеек, бросив артиллерию и другую технику.
Эрих фон Манштейн, командующий 11-ой армией, был в ярости. Он выступил резко против отступления, но изменить уже был ничего не в состоянии.
Позднее Манштейн писал в своих мемуарах:
"В этой обстановке и произошла высадка советских десантов сначала у Керчи, а затем у Феодосии. Это была смертельная опасность для армии в момент, когда все ее силы, за исключением одной немецкой дивизии и двух румынских бригад, вели бой за Севастополь. Было совершенно ясно, что необходимо срочно перебросить силы из-под Севастополя на угрожаемые участки. Всякое промедление было пагубно" (1).
То есть, наш десант был успешным. Он произвел на врага именно то воздействие, которое мы и ожидали. Немецкие войска были вынуждены стремительно бежать с Керченского полуострова. Манштейн отдал приказ - прекратить наступление под Севастополем и направить 170-ю пехотную дивизию к Керченскому полуострову.
Не только Манштейн, Гитлер тоже был недоволен этим решением, так как оно противоречило только что отданному им приказу, запрещавшему добровольно оставлять позиции.
Генерал-лейтенанты Ганс фон Шпонек и Курт Гиммер, командир 46-й дивизии, был отстранены Манштейном от командования и арестованы.
В своих воспоминаниях Манштейн писал
"Я отстранил Шпонека от командования, потому что не был уверен, что он способен был в то время справиться с критической обстановкой, сложившейся на Керченском полуострове. ...За отступление с полуострова Шпонека и командира 46-й дивизии генерал-лейтенанта Курта Гимера отстранили от командования. 46-ю дивизию лишили знаков отличия. 23 января 1942 года Шпонек предстал перед судом военного трибунала, под председательством Геринга, и был приговорён к расстрелу".
Оправдываясь в суде трибунала, фон Шпонек утверждал, что действовал вопреки приказам по собственной инициативе, чтобы избежать уничтожения своей 46-й пехотной дивизии. Тем не менее, он был признан виновным в неповиновении вышестоящему командиру и приговорен к смертной казни. Однако Гитлер заменил расстрел на 6 лет заключения в крепости.
Фон Шпонека заключили в крепость Гермерсхайм.
Позднее, после неудачного покушения на фюрера в июле 1944 года, фон Шпонек был расстрелян по приказу Гиммлера.
Курт Гимер, судя по всему, трибуналом был оправдан, поскольку его оставили в должности командира дивизии. Но вскоре, в марте 1942 года, он был тяжело ранен в ходе советского артиллерийского налёта. Генералу ампутировали ногу и эвакуировали в Симферополь, где он скончался 4 апреля 1942 года в военном лазарете.
Успех, достигнутый советской десантной операцией, был, к сожалению, недолгим. Уже 15 января немцы внезапно перешли в наступление, нанеся главный удар по стыку 51-й и 44-й армий в районе Владиславовки. Вскоре наступила "Крымская катастрофа". Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Постскриптум.
После войны в ФРГ неоднократно увековечивали память о фон Шпонеке. В городе Гермерсхайме есть улица его имени, размещенная там авиабаза носила название - "Генерал-Ганс-Граф-Спонек-Казерне", но была переименована после протестов 2015 года в "Зюдпфальц-Казерне". Протесты были вызваны публикациями в немецких СМИ материалов о роли Шпонека в "многочисленных военных преступлениях и преступлениях против человечности на юге Украины и в Крыму в 1941 году".
(1) Здесь и далее цит. по: Манштейн Э. Утерянные победы. М. ACT; СПб Terra Fantastica, 1999.