ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СЛЕДСТВЕННАЯ КОМИССИЯ
ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧИЛИ
Итак, никто и ничто не мешает новому правительству действовать, управлять государством так, как оно считает нужным.
Давайте посмотрим, что же им было сделано, и к какому результату эти действия привели.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ
Надо сказать, что с первых же дней февральского переворота (или революции – как хотите) в бунтующем Петрограде установилось двоевластие. С одной стороны – есть Временное правительство, те самые «буржуазные революционеры», с другой – образовались Советы рабочих и солдатских депутатов – наподобие тех, что возникали в прошлую революцию – 1905-07 гг.
Эти две организации находятся в одном здании, буквально через коридор.
Какая структура за что отвечает пока ещё неясно, кто из них главнее – тоже неясно. Как им взаимодействовать – пока непонятно. Ну да ладно, по ходу дела как-нибудь разберёмся. Будем дружить домами. Тем более, что находятся люди, которые заседают и там, и там. Тем более, что сейчас все-все заодно – все против старой власти, за всё хорошее и против всего плохого. А кто как понимает что такое хорошо, и что такое плохо – тоже разберёмся по дороге.
Разберёмся. Наверное. И выстроим эффективную систему управления взамен старой, прогнившей.
Кстати.
Из 12 человек первого состава Временного правительства лишь трёх можно с уверенностью отнести к «буржуазии» – Гучкова, Коновалова и Терещенко. Семь министров – дворянского происхождения, очень разной степени древности и знатности. Есть врач, медик, юрист, историк, инженер, учёный.
Какой-то совсем не буржуазный состав. Это точно была «буржуазная революция»?
3 марта, на следующий день после отречения Николая II от престола, Временное правительство опубликовало Декларацию о своём составе и задачах.
В ней были провозглашены:
- амнистия по всем политическим и религиозным делам, в т.ч. организациям терактов и военных восстаний,
- свобода слова, печати, собраний,
- отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений,
- замена полиции народной милицией,
- равные выборы в органы местного самоуправления – без цензовых ограничений, как раньше,
- и ещё много чего хорошего.
Кому интересно, полный текст можно посмотреть здесь. Там немного: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5201/
Свобода! Равенство! Братство!
Разве плохо?
Хорошо. Мне всё нравится.
Только есть одно «но». Вообще-то война идёт.
Оно сейчас к месту и ко времени? Эта свобода, собрания, выборы и прочее? Может, сейчас другими задачами лучше заняться? Хотя, если равные выборы в органы местного самоуправления приведут к победе над врагом, увеличат зарплату, дадут хлеб и масло – почему нет? Только приведут ли, увеличат ли, дадут ли?
И ещё... терзают смутные сомнения.
Помните, чего хотели «буржуазные революционеры» (см. блок 6.16)?
Привести страну к победе и процветанию.
Для этого нужно обеспечить единение всех народных, всех производственных сил, подчинить частные интересы общегосударственным, ликвидировать хаос.
Ликвидировать хаос?
Уничтожение профессиональной полиции на фоне амнистии организаторам терактов, на фоне выпущенных из «Крестов» уголовников будет способствовать ликвидации хаоса? Порядок наступит и процветание?
Вместо полиции теперь будет милиция – студенты-добровольцы, которые не все умеют обращаться с оружием, не говоря уже о способности проводить оперативно-розыскные мероприятия, станут ловить воров-рецидивистов, бандитов и насильников. Они должны будут обеспечить законность и порядок.
Хм. Это и есть элемент эффективного управления? В условиях, когда идёт война, и на свободу вышли 90 тыс. заключённых?
Ну, поживём – увидим. Может, всё в порядке будет.
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Раз уж страна зарулила в кризис, значит, механизм государственного управления был какой-то неправильный. Надо его менять. Радикально. На новый, более мощный, быстрый, эффективный.
4 марта, на следующий день после Декларации о задачах Временного правительства, его председатель – князь Львов, тот самый, который возглавлял Земгор (см. блок 6.14), отстранил местных губернаторов и вице-губернаторов от исполнения своих обязанностей.
Вместо них назначаются «губернские комиссары Временного правительства». В принципе, структура должна была повторять «вертикаль власти» царского режима, но со своими людьми. Правда, полномочия и обязанности комиссаров толком не были определены, какими силами обеспечивается их власть – тоже непонятно. Доверия к назначенным сверху слугам народа у местной публики тоже нет. В итоге институт губернских комиссаров оказался формальным, нерабочим и постепенно сам собою сошёл на нет.
Ни консолидации центра с местными органами власти, ни вовлечения народа в систему управления не получилось. А развал, разброд и шатания на всех уровнях – получились.
Во время хаоса и фактического безвластия на поверхность обязательно выносит тех, кто в обычных условиях тихонько лежит на дне и не очень себя проявляет.
В регионах всплывают наружу сепаратисты.
Если есть возможность объявить какую-то часть территории «своей» – по национальному или ещё какому принципу, если есть возможность получить вместе с этой территорией заводы, пашни, леса, полезные ископаемые, почему этого не сделать? Они сейчас так «плохо лежат» – совсем без присмотра.
Если центральная власть слаба – а сейчас она явно слаба – зачем вообще она нужна? Какой в ней прок? Чем она может быть полезна? Ни защитит, ни пригреет, ни денег из общего бюджета не выделит.
Надо успеть оторвать от страны кусок побольше и отойти подальше.
Было ваше – станет наше. И мы сами будем тут власть. Сами будем решать, кто будет бабки стричь кто будет распоряжаться этими ресурсами, и в чьи карманы потекут дивиденды.
Нормальная идея. Здоровый коммерческий расчёт. Ничего личного, просто бизнес.
И чтобы такой бизнес состоялся, надо эту идею упаковать в красивые лозунги о национальном самосознании, о вековых притеснениях, о грядущей свободе и справедливости – чтоб за душу брало.
Яркая, привлекательная упаковка – «вы этого достойны» – как раз для продукта массового спроса. Как такое можно не купить?
И массам нравится. Покупают.
О том, сколько каждому в итоге придётся заплатить за такую идею, и кто именно будет в барышах, а кто в убытках, в состоянии революционного порыва как-то не думается.
«30 марта 1917 года.
Самый опасный зародыш, заключавшийся в революции, развивается вот уже несколько дней с ужасающей быстротой. Финляндия, Лифляндия, Эстляндия, Польша, Литва, Украина, Грузия, Сибирь требуют для себя независимости или, по крайней мере, полной автономии.
Что Россия обречена на федерализм, это вероятно. Она предназначена к этому беспредельностью своей территории, разнообразием населяющих ее рас, возрастающей сложностью ее интересов. Но нынешнее движение гораздо более сепаратистское, ... оно стремится ни больше ни меньше как к национальному распаду».
Из личного дневника посла Франции в России Мориса Палеолога
(Источник: https://istmat.org/node/25189)
И как теперь обеспечить единение всех народных, всех производственных сил для победы над врагом?
Скорее всего – никак!
Не получилось ни эффективного управления, ни всенародного единения. Не получилось.
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ
1 марта 1917 года, не дожидаясь отречения монарха (чего ждать-то, всё уже и так ясно) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов издаёт свой самый первый и самый знаменитый Приказ №1.
Основные тезисы:
- создать выборные комитеты из низших воинских чинов,
- всякого рода оружие должно находиться под контролем этих комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам, даже по их требованиям;
- армия теперь не вне политики, а в самом её нутре:
«Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам»;
кроме того, следует исполнять приказы военной комиссии Государственной думы, если таковые не противоречат приказам и постановлениям Советов рабочих и солдатских депутатов.
Источник: https://ru.wikisource.org/wiki/Приказ_№_1_(1917)
Приказ был адресован только лишь столичному гарнизону, но почему-то разошёлся тиражом в несколько миллионов экземпляров – нашлись и бумага, и краски, и типографии; и главное – нашлись те, кто организовал печать и распространение. С приказом ознакомились почти все бойцы огромной русской армии. И приняли его как руководство к действию.
Ну понятно же, что армия свободных воинов, построенная на демократических принципах, на контроле снизу, с системой сдержек и противовесов, с вовлечением каждого солдата в активную политическую жизнь, такая армия должна стать лучше, сильнее, быстрее, эффективнее.
Или нет?
Реакцией на этот приказ со стороны «второй ветви власти» – Временного правительства – было недоумение.
Коллеги, как же так? Мы ведь с вами заодно. Такое большое дело провернули – царя свергли. Нам бы теперь войну до победного конца довести. А теперь, с этим приказом... Как же теперь?
Хорошо. Поправим.
Спустя четыре дня Советы издают Приказ №2, в котором разъясняют, что все эти выборы и комитеты – лишь для столичного гарнизона, который, непосредственно участвовал в революции.
Поздно.
Люди слышат только то, что хотят услышать. Приказ №1 – услышан и принят бойцами. Всем сердцем принят. Приказ №2 – он как-то мимо ушей прошёл. (И его почему-то не стали распространять многомиллионными тиражами. И почему так?)
Армия начинает разлагаться. Солдаты сами выбирают себе командиров и прямым голосованием решают, идти им сегодня в атаку или нет.
Сбалансировать действия Советов, снова поднять боеспособность армии пытается новый военный министр Временного правительства – уже знакомый нам Александр Иванович Гучков (см. блок 6.14).
Гучков проводит реформы.
Первый шаг – кадровая «чистка» комсостава.
Во-первых, чтобы правительство, народ и армия были едины, надо убрать из армии нелояльные новому правительству элементы.
Во-вторых, надо отправить в отставку некомпетентных генералов и офицеров, получивших звания по протекции.
В-третьих – дать дорогу молодым талантам.
Это сделать просто необходимо, потому что старая система назначения кадров, основанная на кумовстве, покровительстве, лести, привела к тому, что в армии полно офицеров и генералов, несоответствующих занимаемым должностям.
На бумаге такой план выглядит очень правильным. Всё красиво.
А что получаем в итоге?
В итоге одну неэффективную систему назначения заменили на другую – точно такую же.
«Что же дали столь грандиозные перемены армии? Улучшился ли действительно в серьезной степени командный состав? Думаю, что цель эта достигнута не была. На сцену появились люди новые, выдвинутые установившимся правом избирать себе помощников — не без участия прежних наших знакомых — свойства дружбы и новых связей. Разве революция могла переродить или исправить людей? ...
Быть может, выдвинулось несколько единичных «талантов», но наряду с ними, двинулись вверх десятки, сотни людей случая, а не знания и энергии».
А.И.Деникин «Крушение власти и армии. (Февраль – сентябрь 1917 г.)»
Шаг второй – «демократизация армии».
Идёт подготовка Декларации прав солдата. Отменены военно-полевые суды и смертная казнь.
Декларация прав? А Декларацию обязанностей кто-то будет готовить?
Многие высшие офицеры сами подали в отставку не приняв столь радикальные перемены.
В результате опубликованного Приказа №1, зачисток комсостава, демократических реформ армия становится практически неуправляемой.
Как с такой армией можно прийти к победе, не очень понятно.
«Положение в армии с каждым днем ухудшается... армия идет к постепенному разложению».
Из письма генерала М.В.Алексеева военному министру А.И.Гучкову,
16 апреля 1917 г.
Кстати, французскому командованию примерно в это же время пришлось прибегнуть к террору, чтобы сохранить управляемость воинских подразделений и удержать фронт (см. блок 6.12.)
Военный и временно морской министр Временного правительства, Александр Иванович Гучков, тот самый олигарх,
который многие годы положил на борьбу с режимом,
который стоял во главе ЦВПК, распоряжался многомиллионными бюджетами,
который придумал сценарий блокировки государя в поезде,
который принял из его рук отречение,
спустя два месяца пребывания на посту военного министра понимает, что ничего не понимает, ничего не получается, и подаёт в отставку.
Александр Иванович Гучков – человек амбициозный, умный, энергичный, храбрый, участник англо-бурской войны, известный дуэлянт, превосходный оратор, предприниматель, политик – заговор подготовить сумел, а армию организовать – не сумел.
Видимо, эта задача совсем другого уровня, совсем другие знания, умения, компетенции нужны для её выполнения.
Критиковать, интриговать, манипулировать, ломать – это одно,
а предвидеть, вдохновлять, объединять, строить – совсем другое.
Следующие военные министры «ответственного министерства» тоже не смогли справиться с ситуацией.
Помимо фатального падения дисциплины, анархии, потери боеспособности, усиливается дезертирство. Летом 1917 года более миллиона солдат покидают линию фронта и отправляются домой – с оружием и соответствующими настроениями – в деревне крестьяне делят землю. Надо успеть к своим землякам, не то обойдут при делёжке.
И попробуй с такими не поделись. Они своё отбоялись, видели кровь и смерть, они убивали и сами могли быть убиты. Для них оппонента к стенке поставить – как стакан воды выпить.
Армия так и не становится единой ни с народом, ни с правительством.
Более того. Спустя восемь месяцев работы Временного правительства армии практически нет. Местами есть отдельные боеспособные части. Но что касается армии в целом:
«Основной двигатель войны – власть командного состава и подчинение масс – в корне расшатан. Ни один офицер не может быть уверен, что его приказание будет исполнено, и роль его сводится, главным образом, к уговариванию... Никакие убеждения не в состоянии подействовать на людей, не понимающих, ради чего они идут на смерть и лишения. О восстановлении дисциплины путем издания законов и правил или посредством смертной казни нечего и думать, так как никакие предписания не исполняются... Что касается выхода из этого тяжелого положения, то его, строго говоря, нет».
из выступления военного министра А.И.Верховского
20 октября 1917 г.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Главный товар Российской Империи – хлеб.
Главный парадокс – хлеба почему-то на всех не хватает.
Главное конкурентное преимущество – необъятная территория.
Главная неразрешённая проблема – малоземелье.
Царя нет, «безответственная власть» ушла. «Ответственное министерство» теперь, наверное, без труда сможет решить эти проблемы.
И решает.
19 марта 1917 при министерстве земледелия создаётся Главный земельный комитет – «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных мер, вплоть до разрешения земельного вопроса Учредительным Собранием».
Хорошо. Но что будет за реформа? Что получат малоземельные крестьяне? Это ваше «Учредительное Собрание» – это что вообще такое? Переведите с русского на крестьянский. И когда ещё оно соберётся, если соберётся? И что решит, если решит?
А кушать хочется сейчас – для этого и землица нужна сейчас. Крестьяне не могут ждать. Особенно в обстановке плюрализма и демократии.
Особенно, когда новая власть ничего не может сделать: ни помочь, ни наказать – ни сил, ни организованности у новой власти пока нет.
Особенно, когда кушать – ну очень хочется, а свободной земли у соседа-помещика – видимо-невидимо. Несправедливо.
Надо восстановить справедливость! Как можем, как понимаем эту справедливость, так и восстанавливаем. Как умеем, так и восстанавливаем.
Вы там собирайте своё Учредительное Собрание – это дело хорошее, мы только за. А сейчас наш крестьянский сход постановляет, что излишки земли надо забрать, и тем, кому не хватает – передать. Просто кушать очень хочется.
25 марта 1917 года «буржуазное» Временное правительство «демократически» упраздняет хлебный рынок: вводится хлебная монополия.
Фактически оно продолжает делать то, что не получилось у царского правительства. Ситуация ведь не изменилась. В городах хлеба нет, а в деревне есть. Не у всех, но есть. У некоторых – очень даже много. Рыночные механизмы обмена, спроса и предложения не могут разрешить эту проблему. Даже теоретически не могут. Слишком большой дисбаланс. Продавать хлеб задёшево селяне не хотят – деньги обесцениваются, на бартер предложить нечего – производство плугов, серпов, кос снизилось на порядок – заводы работают на нужды фронта (см. Блок 6.10).
Проблему надо как-то решать. Времени ждать, пока всё само собой сбалансируется, нет. Продолжаем царскую продразвёрстку. А как ещё?
Теперь государство
- становится единственным покупателем зерна, и единственным продавцом;
- определяет нормы потребления крестьянских хозяйств – сколько зерна можно оставить на еду, сколько на семена; все излишки должны быть сданы государству по твёрдым ценам;
- определяет нормы потребления для конечного покупателя и вводит карточки на хлеб.
Ничего не напоминает?
Вокруг самого важного ресурса – продовольствия и, соответственно, земли, которая это продовольствие может дать – разгораются главные конфликты.
На него претендуют миллионы беднейших крестьян – терпеть больше нельзя, надо землю отобрать и поделить, тогда будет всем счастье.
На него претендуют землевладельцы и успешные хуторяне – у них достаточно земли, еды; это их частная собственность. Их законное право – распоряжаться этим ресурсом так, как им вздумается. Закон надо соблюдать.
На него претендует армия – армию надо кормить, это без вариантов.
На него претендуют горожане – они тоже люди, тоже кушать хочется.
С марта по июнь происходит более 9 тысяч крестьянских выступлений: распахивают помещичьи поля, рубят лес, угоняют скот, забирают инвентарь.
Иногда всё проходит довольно мирно, помещиков не трогают. Ставят перед фактом – крестьянский комитет решил: было ваше, стало наше – и оставляют что-то «на прокорм». Иногда жгут усадьбы. Иногда хозяев убивают. Уж кому как повезёт.
Более 2 тысяч крестьян-активистов арестовано. Это не помогает. «Чёрный передел» идёт полным ходом.
Вместе с тем выполнять закон «О передаче хлеба в распоряжение государства» никто не спешит. Излишки скрывают.
В июле армия начинает испытывать голод.
В городах снижаются нормы выдачи продовольственных пайков. Вспыхивают голодные бунты.
Хлеб нужен. Он есть. Его надо просто взять и доставить из деревни в город и на фронт. Любой ценой. Иначе всем – подчёркнуто – ВСЕМ придёт конец. ВСЕЙ стране:
«В случае нежелания сдавать хлеб должны быть применены меры принудительные, в том числе вооруженная сила».
директива министра продовольствия,
20 августа 1917 г.
В сентябре вспыхивает восстание в Тамбовской губернии, которое распространилось почти по всей Центральной России. Беднейшие крестьяне организуют боевые дружины, захватывают землю и громят усадьбы помещиков и кулаков.
«Товарищи-крестьяне! Обратите внимание, помещики убрались из тех имений, которые разгромлены, и сидят еще в тех, которые уцелели. Призываем вас сжечь и эти имения, чтобы противное семя убралось оттуда, и тогда вы получите землю и волю».
из призывов участников Тамбовского восстания,
сентябрь 1917 г.
За два осенних месяца зафиксировано более 5 тысяч выступлений крестьян.
Всероссийский Союз Земельных Собственников обращается к правительству с требованием подавления беспорядков вооружённой силой и введения военного положения.
Если одни граждане силой отбирают имущество других граждан и убивают друг друга. Если это происходит массово.
Это уже гражданская война или ещё нет?
Интересно, если б это Временное правительство всё-таки осталось у власти навсегда, как бы оно поступило? Отобрало незаконно захваченные земли «взад» и передало помещикам? И как бы отреагировали на это те, у которых только-только появилось хоть немного «землицы», с которой можно прокормиться?
Крестьяне вооружены и очень опасны. Кто с ними справится? Армия? Так её, можно сказать, больше нет. Да и сами крестьяне – там много бывших солдат, они сами – вчерашняя армия. Народная милиция наведёт порядок? Там в основном неопытная молодёжь, да и та поддерживает «своих».
Сложно всё.
«Влияние и авторитет растеряны. Движение крестьян разрастается, остановить его почти невозможно, милиция бессильна, воинских команд не хватает».
Ф.Ф.Федорович, комиссар Пензенской губернии,
из Доклада в Министерство Внутренних Дел,
19 сентября 1917 г.
Что же делать? Вы бы сами как решали такую управленческую задачу?
К октябрю 1917 года из минимально необходимых 650 млн пудов Временному правительству удалось заготовить меньше половины – 280 млн пудов хлеба.
И как стране дальше функционировать? Чем кормить рабочих, служащих и солдат?
Как утихомирить крестьян?
Кто ответит на эти вопросы?
И кто ответит за всё это?
А что там происходит в других областях экономики?
Сумели новые эффективные управленцы «надлежаще организовать тыл» – наладить работу промышленности, транспорта, финансовую систему?
Сейчас посмотрим.
<<Ранее | Далее>>
Оглавление