«Марсельеза»: на пути к признанию
«Марсельеза» — пожалуй, самый узнаваемый государственный гимн и военный марш в мире. Её энергетика помимо воли переносит слушателя на поля сражений, окутанные пороховым дымом, заставляет почувствовать порыв массы людей, сплочённых единой волей. Казалось бы, любая нация могла бы только гордиться таким произведением музыкального искусства. Но в реальности за последние двести с лишним лет Франция 7 раз меняла гимн, и далеко не сразу фаворитом этой гонки стала «Марсельеза». Иногда нации требуется время для правильного понимания и признания своего исторического наследия.
«Жил-был Анри Четвёртый»
До Великой Французской революции 1789 года Франция представляла собой сословную монархию, поэтому гимнов у неё было целых два. Первый — официально аристократический Domine, salvum fac regem («Боже, храни короля»), написанный в 1686 году в честь Людовика XIV и ставший прообразом для верноподданнических аналогов по всей Европе, от британского «God Save the Queen», до русского «Боже, Царя храни!».
Во славу «короля-солнце»: https://www.youtube.com/watch?v=hEd0K67im4I
И второй — популярная в народе песня о самом лучшем из монархов Vive Henri IV! («Да здравствует Генрих IV!»). Именно её комично пытаются «перенять» у замерзающих в зимнем лесу французов русские солдаты в романе «Война и мир»: «Виварика! Виф серувару!. сидябляка…»
Генрих Наваррский сближает народы: https://www.youtube.com/watch?v=6Xtm6zln5lg
Автором «Марсельезы» считается сапёрный капитан и композитор-любитель Клод-Жозеф Руже де Лиль. Хотя саму мелодию будущего революционного гимна сочинил ещё в 1780 году придворный музыкант королевы Марии Антуанетты Джованни Баттиста Виотти. Его «Тема с вариациями» для скрипки с оркестром это та же «Марсельеза» только завитая напудренная, и танцующая менуэт по всем правилам галантной эпохи. В данном случае сложно не согласится с монархистами, которые утверждают, что «всё лучшее придумали при старом режиме».
«Марсельеза» в дореволюционном девичестве: https://www.youtube.com/watch?v=5pwjlqsIvC0
Не «Страсбургеза» и не «Рейнеза»
Творение Руже де Лиля вполне могло получить имя «Страсбургеза» или даже «Рейнеза». Ведь сам гимн был написан им буквально за одну ночь в Страсбурге в апреле 1792 года и назывался «Военная песня Рейнской армии». Спустя несколько месяцев в городе Монпелье песню услышал студент-медик и по совместительству волонтёр революционной армии Франсуа Мирер, который направлялся на юг для вербовки новых бойцов. Будущий генерал Мирер был так впечатлён, что, прибыв в Марсель, тут же исполнил песню перед соратниками для более эффективной агитации. А в июле батальон марсельцев промаршировал в Париж, распевая уже не «Песню Рейнской армии», а всем известную «Марсельезу».
В 1795 году Конвент Французской республики утвердил «Марсельезу» в качестве национального гимна. Однако девять лет спустя, уже при Наполеоне её сменила Chant du départ («Походная песня»), ещё одно произведение времён революции. Что вполне логично, ведь масштабные турпоходы в ближние и дальние страны на долгое время стали любимым занятием Наполеона и его подданных.
Вместе весело шагать с Бонапартом: https://www.youtube.com/watch?v=c5OdCqUWRyo
Конкурс музыкальных талантов
Но всё хорошее рано или поздно кончается, и после заключительного вояжа ужасного корсиканца на остров Святой Елены, гимном Франции, уже общенациональным, опять становится старая добрая песня о Генрихе Наваррском. Правда, в новом отреставрированном виде под названием «Возвращение французских принцев в Париж». На этот раз песня прославляла не Анри четвёртого, который «любил вино да чёрта, но трезв бывал порой», а Людовика XVIII и его родню, ту самую, что по выражению Талейрана ничего не забыла и ни чему не научилась.
Июльская революция 1830 года привела к власти банкиров и нового короля, ведь очередную французскую республику могли не понять европейские партнёры, объединённые в контрреволюционный Священный союз и косо поглядывающие на мятежных галлов. Зато королевство обретает вполне революционный гимн под названием La Parisienne («Парижанка»), из которого можно было узнать, что французы народ храбрецов и не боится артиллерийского огня.
La Parisienne («Парижанка»): https://www.youtube.com/watch?v=5xbAeTiZm8Q
Что и подтвердилось в феврале 1848 года, когда ещё одна революция утвердила Вторую республику во главе президентом с Луи-Наполеоном Бонапартом, племянником всеми любимого Наполеона Бонапарте. Франция обрела новый гимн «Песнь жирондистов», не менее революционный, чем предыдущий.
Новая республика продержалась недолго. В 1852 году Луи-Наполеон решил примерить походные сапоги своего дяди и провозгласил Францию империей, а себя императором Наполеоном III. Могло показаться, что в отличие от дяди, Наполеон твёрдо знал, куда направляется. Ведь при нём гимном стала не просто «Походная песня», а Partant pour la Syrie «Отъезд в Сирию». Дело совсем не в том, что император испытывал особо нежные чувства к этой ближневосточной стране, зато сыном он был примерным. Композитором гимна считается его мать Гортензия Богарне. Отъезд в Сирию продолжался вплоть до 1870 года, когда империя оказалась вдребезги разбита пруссаками, а сам Наполеон III очутился в плену.
Гимн второй и последней империи: https://www.youtube.com/watch?v=T7pX4iMp7ZQ
«Отречёмся от старого мира»
Пока Франция меняла режимы и гимны, «Марсельеза» превратилась в боевую песню революционеров, например, парижских коммунаров 1871 года. И даже будущий пролетарский «Интернационал», сочинённый Эженом Потье после разгрома Коммуны, долгие годы не имел собственной музыки и «до основания разрушал весь мир насилья» под звуки «Марсельезы», которая стойко ассоциировалась у имущих классов с радикализмом и экстремизмом.
По этой причине власти Третьей французской республики попытались продвинуть в качестве гимна композицию Vive la France («Да здравствует Франция»). Не зашло. Страх перед возращением тиранов и восстановлением монархии перевесил ужас перед революционерами, и в 1879 году «Марсельезу» законодательно утверждают в качестве государственного гимна. Таковой она остаётся и сегодня, хотя французы живут уже при Пятой республике. Небольшой сбой произошёл лишь в годы немецкой оккупации 1940-1944 годов, когда нацисты запретили гимн на севере страны, резонно опасаясь, что марш, призывающий сынов Отечества браться за оружие, строиться в батальоны и маршировать на бой с тиранами, может зародить в головах потомков санкюлотов опасные мысли. На юге, где правили коллаборационисты Виши во главе с маршалом Петеном, исполнение «Марсельезы» допускалось, но только избранными куплетами и с разрешения властей. Сам Петен предпочитал написанную в его честь песню Maréchal, nous voilà! («Маршал, мы здесь!»).
Maréchal, nous voilà!: https://www.youtube.com/watch?v=LmsdHnQ7RD8
В XX веке «Марсельеза» успела побыть гимном ещё одной страны. В 1875 году русский революционер-народник Пётр Лавров написал так называемую «Рабочую Марсельезу», оригинальную песню на музыку Руже де Лиля, известную по первой строчке «Отречёмся от старого мира». Между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года она использовалась в качестве гимна России.
«Рабочая Марсельеза»: https://www.youtube.com/watch?v=q8pj5dj3nmE
Красивее только «Марсельеза»
Оказавшись в 1945 году в освобождённой от нацистов Польше, Константин Симонов записал об одном из торжественных мероприятий: «…Заиграл чудесный польский гимн, красивее которого, пожалуй, только «Марсельеза»». Впрочем, советский писатель не был ни первым, ни последним, кто оценил красоту «Боевой песни». Мотивы «Марсельезы» использовали в своём творчестве Бетховен, Верди, Чайковский, Шостакович и даже The Bealtes в композиции All You Need Is Love.
И всё-таки, история «Марсельезы» не о музыке, а о том, что каждая нация рано или поздно приходит к примирению со своими ценностями и символами, выстраданными в огне войн и революций.
«Марсельеза» во всей красе: https://www.youtube.com/watch?v=6Gytk9sIG2k
Иван Ядренцев