Найти в Дзене

Как немцы весь мир запугали - зарождение жанра ужасов

Сегодня хоррор у большинства зрителей ассоциируется с Америкой - там снимают самые кассовые и знаменитые фильмы, многие любители ужасов предпочитают киноленты именно американского производства, но мало кто знает, что Голливуд обязан этому европейским мигрантам, и в первую очередь - немцам.

Удивительно, но именно немецкий кинематограф 20–х годов сыграл ведущую роль в становлении жанра ужасов.

Поражение в Первой Мировой войне, пришедшая следом война гражданская - перевернули жизнь немцев: безработица, нищета, потеря нравственных ориентиров.

Больше не было ничего реального, только призрачное невнятное будущее.

На все эти процессы в обществе откликается и немецкий кинематограф, воспроизводящий на экране мир теней и фантомов, нечто призрачное и туманное.

И начало этому положил известный фильм «Кабинет доктора Калигари», 1920

«Кабинет доктора Калигари», 1920
«Кабинет доктора Калигари», 1920

Таким образом, немецкие кинематографисты стали первыми, кто понял - пугать зрителя нужно не пластилиновыми монстрами, а грамотно составленной зловещей атмосферой. Декорации, освещение, ракурс съёмки стали главным оружием для немецких ужасов, создатели считали, что не монстр создает общую атмосферу фильма, а атмосфера действия создаёт монстра.

Так появляется целый ряд ужасов, выстроенных в первую очередь на создании зловещей атмосферы:

«Голем - как он пришёл в мир», 1920

«Усталая смерть», 1921

«Носферату, симфония ужаса», 1922

«Тени», 1923

«Руки Орлака», 1924

«Кабинет восковых фигур», 1924

«Фауст», 1926

«Альтрауне», 1928

Немцы же подарили жанру популярных и ныне персонажей: безумного ученого («Доктор Мабузе») и первого маньяка-убийцу («Кабинет восковых фигур»).

«Руки Орлака», 1924
«Руки Орлака», 1924

В Голливуде хоррор-школа только начинает формироваться, они пристально следят за успехом немецких коллег.

В 1933 году к власти в Германии приходит национал-социалистическая партия, что приводит к массовой эмиграции интеллектуалов. К началу 40-х годов все именитые немецкие режиссёры уже жили и работали в Голливуде.

В первую очередь, естественно, мигрантов звали работать именно в жанре ужаса и триллера, зная об успехе этих направлений в Германии, доходило и до смешных случаев, когда немецких режиссёров, снимающих мелодрамы на родине, в Голливуде заставляли снимать ужасы.

Но в Америке хоррор всё ещё остаётся «низким» второсортным жанром, пока киностудия «Юниверсал», находясь на грани банкротства, не решает снимать ужасы в немецком стиле, делая акцент на атмосферу. На тот момент терять ей было уже нечего.

В течении пяти лет кинокомпания выпускает 8 фильмов ужасов, определивших канон жанра на десятилетия вперёд:

«Дракула», 1931

«Франкенштейн», 1931

«Мумия», 1932

«Убийство на улице Морг», 1932

«Человек-невидимка», 1933

«Чёрный кот», 1934

«Ворон», 1935

«Невеста Франкенштейна», 1935

«Чёрный кот», 1934
«Чёрный кот», 1934

Киноленты не только спасли компанию от разорения, но и придали ей культовый статус в американской киноиндустрии.

Теперь имениты режиссёры и крупные кинокомпании тоже обратили внимание на второсортный ранее жанр хоррора и запустился конвейер голливудских ужасов, не останавливающийся по сей день.

Много раз опрашивая читателей, я сделала вывод, что 80% зрителей предпочитают американские фильмы ужасов, эта страна является негласным лидером в производстве хоррор-продуктов, и может показаться, что они действительно талантливые и идейные ребята.

Но если подумать и вспомнить великие имена в истории американского хоррора (Альфред Хичкок, Жак Турнёр, Пауль Лени, Джеймс Уэйл, Эдгар Улмер, Рубен Мамулян и др…) - все они эмигранты из Европы.

Именно европейское представление о фантастике дало мощный толчок для становления американского хоррора.

Конечно же, это не означает, что американцы не сделали никакого вклада в жанр ужасов, но об этом мы поговорим в других статьях, посвящённых истории хоррора, но только если данная тема вам интересна. Если это так - ставьте лайк и сообщите об этом в комментариях 🖤

Подписывайтесь на канал, все истинные фанаты ужасов давно тут.

Телеграм-канал:

Queen of Horrors

Источник: книга «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов», Комм Дмитрий Евгеньевич