Юридическая драма «12 разгневанных мужчин» вышла на экраны в 1957 году и все еще остается культовым и актуальным фильмом о предубеждении и поиске правды. Кроме того, Никита Михалков не устает напоминать об этой ленте, режиссируя не только фильм, но и театральный ремейк под лаконичным названием «12».
Неспроста фильм считается пособием по режиссуре и сценарному мастерству — его смотрят даже в юридических школах. По сюжету, в самый жаркий день в душной комнате собираются 12 присяжных, которым предстоит установить виновность или невиновность парня из бедного квартала, обвиненного в убийстве. Вердикт необходимо вынести единогласно — кажется, присяжные здесь надолго.
Закрученный полуторачасовой сюжет изначально был написан для телевизионного формата и задумывался как телеспектакль. В основу лег опыт сценариста Реджинальда Роуза: позднее он вспоминал, что восьмичасовое заседание оказалось полно яростных споров и конфликтов. Тогда он и подумал, какая могла бы получиться драма.
Фильм удалось запустить в разработку лишь спустя три года. Роузу помогал Генри Фонда, который выступил продюсером, вложил в проект собственные деньги и отказался от гонорара.
Сидни Люмет — режиссер старой голливудской школы — нашел способ, как создать невероятное напряжение между присяжными и взвинчивать его от сцене к сцене до предела. Изначально комната, в которой собираются герои, кажется довольно просторной, но чем дальше движется конфликт, тем сильнее сжимается помещение, пока не начинает давить на них. Этого удалось достичь с помощью работы с объективами — изначально он стандартный, а затем фокус удлиняется, создавая клаустрофобное пространство в кадре.
Кроме того, режиссер играл со зрителем с помощью высоты кадра. Первую треть снимали чуть сверху, вторую уже на уровне глаз, а финал снизу. И лишь в финале зрители и герои могут выдохнуть на свежем воздухе — благодаря широкоугольному объективу.
Фильм удалось снять всего за 19 дней с крошечным бюджетом в размере 349 тысяч долларов. «12 разгневанных мужчин» вышел на экраны — но не завоевал зрительских симпатий. Мы уже упоминали, что Люмет — приверженец старой школы?
Читайте также: «Не были и не хотят»: 7 знаменитостей, которые не собираются замуж
В тот период Голливуд активно осваивал цветное кино, и черно-белый фильм в 50-х просто не мог заручиться поддержкой зрителей, и дело было даже не только в цвете, но и звездах: среди 12 имен на постере кинолюбители узнавали ли Фонду. Остальные не пользовались популярностью, хотя некоторые из них к тому моменту уже имели по «Оскару» в кармане.
Гениальность картины раскрылась лишь с годами, но зато как: фильм до сих пор остается важнейшей судебной драмой в истории и пособием, как снимать кино.