В данной статье будет кратко пересказываться и разбираться "Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения" Владимира Ленина. В прошлой статье кратко пересказывались и разбирались "Предварительные положения к философской реформе" и "Основы философии будущего" Людвига Фейербаха.
Приятного просмотра!
Биография автора и контекст написания труда
Владимир Ильич (Ульянов) Ленин (10 (22) апреля 1870 — 21 января 1924)— русский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета народных комиссаров РСФСР и Совета народных комиссаров СССР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Родился в Симбирске ( позже названной в честь изначальной фамилии Ленина Ульяновском), в семье мелких дворян. Старшего брата Ленина казнили за неудачное покушения на Александра 3.
Учился в Симбирской гимназии. Дважды получил юридическое пытался получить высшее юридическое образование (первый раз полноценно в Казани, но его исключили за участие в студенческих беспорядках, во второй раз в Петрограде заочно) - получилось во второй раз.
Дальше короткий период занимался адвокатской деятельностью, а потом окончательно ушёл в революционную деятельность. За неё его отправили в Сибирь и там успел написать "Развитие капитализма в России". После ссылки в Сибирь уехал за границу и уже там занимался революционной деятельностью. Участвовал в создании РСДРП и из-за споров с некоторыми организациями партии РСДРП поделилось на большевиков (Ленин и большая часть партии) и меньшевиков (Плеханов, Мартов, Бунд и т.д.). В этот период (создание партии) написал "Что делать." и "Один шаг вперёд, два шага назад".
Во время революции 1905-1907 гг. временно вернулся в Россию. В тот период был написан "Материализм и эмпириокритицизм". Дальше, во время первой мировой, пропагандировал антивоенные взгляды и написал "Империализм как высшая стадия капитализма". Потом в 1917 окончательно вернулся в Россию и готовил партию к революции и написал "Государство и революция". Потом организовал и начал революцию, а в дальнейшем управлял новой советской властью.
"Что делать?" Ленина был написан в 1902 году. В этот период в рабочем движении имели большое влияние экономисты/бернштейнианцы (разновидность оппортунизма - течения рабочего движения делающего его (рабочее движение) безобидным для существующего режима страны и капиталистического мира в целом) и Ленин с другими схожими по взглядам марксистами (условно их дальше буду называть искровцами, в честь газеты Искры, которым управляли Ленин и его , на тот момент, соратники) боролся с этим явлением. Ещё в этот период марксисты (в то время назывались социал-демократами) не имели полноценной партии (формально была, но по фактически нет) и были децентрализованным, "стихийным движением". Искровцы хотели рабочее движение сплотить объединить под общерусской партией и под такой же газетой, увеличить профессионализм революционеров и т.д., поэтому им надо было бороться с экономистами, которые ,наоборот, хотели сохранения существующего положения. "Что делать?" как раз аргументировала позицию искровцев и критиковало экономистов. После её появления случился 2-й съезд РСДРП, где вроде как партия оформилась и рабочее движение объединилась, но фактически раскололась на большевиков и меньшевиков, но об этом позже.
Содержание работы
Примечание: в рамках пересказа книги экономисты = бернштейнианство (кроме пункта 1), потому что их отличия в рамках книги минимальны.
1.Владимир Ильич (или просто В. И.) в книге пишет, что такое бернштейнианство, экономизм и "свобода критики":
1)Бернштейнианство это течение социализма начатое Бернштейном. Оно хотело сплочения классов, хотело сменить стремлению к революции движению к социализму через реформы (реформизм), опровергало ряд тезисов марксизма и т.д.
2)Течение социализма - экономизм же хотел, чтобы марксистская интеллигенция слилась с либеральной, а рабочие самостоятельно боролись за свои права и сами сформировали классовое сознание (понимание, что они полноценный класс имеющий свои интересы, противоположные интересам капиталистов), без марксисткой интеллигенции. Ещё нужно добавить, что по их мнению рабочие должны бороться только экономически, а марксистская интеллигенция должна только бороться с современной власть (только политическая борьба).
3)"Свободой критики" (правом критиковать и иметь альтернативное мнение) бернштейнианство пыталась сохраниться.
2.Ленин в книге пишет, что это всё (что было выше) оппортунизм и ведёт к ослаблению рабочего движения:
1)У рабочих не может самостоятельно сформироваться классовое сознание (видимо, потому что не видят всё общества в целом), поэтому им марксистская интеллигенция должна привносить в их голову классовое сознание, организовывать их борьбу (довести борьбу от стихийных стачек до организованной сознательной борьбы за интересы трудящихся) и всячески помогать ей.
2)Сейчас многие социал-демократические кружки довольно кустарны (примитивны):например,нету разделения легальной и нелегальной деятельности (ведь не хочется потерять обе части при закрытии нелегальной части). Экономисты хотят сохранить кустарничество движения.
3.В. И. в книге пишет, что рабочему движению наоборот нужно централизовываться, объединяться, создавать партию сплочать рабочих и интеллигенцию, массово агитировать и пропагандировать социал-демократию, создавать общерусскую газету и т.д.:
1)Недостаточно объяснить политическое угнетение рабочих и объяснить противоположность их интересов и интересов капиталистов. Необходимо агитировать по поводу каждого конкретного проявления этого угнетения
2)Пропагандист (распространитель идей широким массам), разбирая вопрос, должен дать так много информации по теме, что сразу все эти идеи, во всей их совокупности будут усваиваться лишь немногими лицами. Агитатор (распространитель идей небольшой группы людей), наоборот, на основе (самого подходящего и лучшего) примера должен дать аудитории одну идею: рассказывать об общей несправедливости капитализма и дать возмущение этой вопиющей несправедливостью.
3)Чтобы стать социал-демократом, рабочий должен ясно представлять себе экономический и социально-политический облик каждого класса и слоя населения, знать их сильные и слабые стороны, уметь разбираться в том, какие учреждения и законы отражают и как именно отражают интересы тех или иных классов и социальных слоёв населения. Такие знания можно получить только через личный опыт.
4)Нужно, чтобы социал-демократы не просто помогали бороться рабочим, но и были народными трибунами, умеющими откликаться на все и всякие проявления произвола и гнёта, где бы они не происходили, какого бы слоя или класса они не касались, умеющими обобщать все эти проявления в оду картину полицейского насилия и капиталистической эксплуатации, умеющими пользоваться каждой мелочью, чтобы излагать пред всеми свои социалистические убеждения, чтобы разъяснить всем и каждому всемирно-историческое значение освободительной борьбы рабочих.
5)Такой общей трибуной для всенародных обличений должна быть только общерусская газета
6)Авангардом революционных сил сумеет стать только та партия, которая действительно соорганизует всенародные обличения
7)Нужно придать экономической борьбе (рабочих) политический характер.
8)(Во времена написания книги было) много желающих участвовать, но мало профессиональных революционеров и организаторов, поэтому нужно больше обучать профессиональной революционной деятельности.
9)Профессиональных революционерам ещё нужна специализация
10)Чтобы принести рабочим классовое сознание нужно, чтобы социал-демократы шли во все стороны
4.Ещё в книге было написаны 2 важные вещи:
1)"Бояться временных союзов, хотя бы и с ненадёжными людьми может только тот, кто сам на себя не надеется, и не надеется, и ни одна политическая партия без таких союзов не могла бы существовать"
2)Ещё Энгельс выделял к видам классовой борьбы, кроме политической и экономической, ещё борьбу теоретическую, поэтому важно вести теоретическую борьбу с врагами.
Мысли на труд
Я думаю что данный труд:
1)показал важность сплочения разрозненного рабочего движения под единой партией и единой СМИ(а точнее газета - самая актуальное СМИ во времена Ленина);
2)объяснил как агитировать и пропагандировать марксистские идеи;
3)показал важность теоретической борьбы;
4)смог опровергнуть идеи экономизма/бернштейнианства;
Итог
Данный труд был очень важным событием для развития революционного движения в имперской России и определённо даёт важные мысли и сегодня.
И ПОМНИТЕ: СИЛА В ЗНАНИЯХ, ЗНАНИЯ - В КНИГАХ!