ВСТУПЛЕНИЕ
После интересного знакомства с начальным комбайном компании переходим к тесту другого устройства бренда CEN. grand, уже не совсем бюджетного, настраивающего на серьезный подход к изучению его концепции, функциональных особенностей и, конечно, качества звука.
Речь пойдет о ЦАПе компании под названием DSDAC1.0.
Есть три версии ЦАПа: стандартная, Super Clock и Deluxe.
Версия Super Clock имеет улучшенный клок и, насколько мне известно, визуально отличается от стандартной версии ЦАПа с надписью "Super Clock" на задней панели.
Deluxe версия - топовая вариация ЦАПа с расширенным функционалом, с улучшенными питанием и компонентами, лучшим клоком и его системой распределения, независимым предусилителем, лучшей архитектурой аналоговой схемы. По цене такая версия тоже серьезно отличается от стандартной.
Ко мне на тест приехала стандартная модель.
Согласно информации с сайта производителя:
DSDAC1.0 — это высокопроизводительный аудио ЦАП, основанный на теории DSD.
Он принципиально отличается от обычного ЦАПа тем, что он основан на ряде уникальных технологий. Он не использует обычные микросхемы для цифро-аналогового преобразования, а использует FPGA (программируемые логические интегральные схемы) и дискретные компоненты. DSDAC работает с 1-битной архитектурой.
ЦАП может увеличить частоту всех входных данных, включая PCM и DSD, до dsd1024. Если входные данные выше, чем dsd128, вы также можете вывести их нативно без увеличения. Алгоритм повышения частоты DSD — очень сложный математический процесс, с которым DSDAC1.0 отлично справляется.
ТЕХНОЛОГИЯ
Описание взято с официального сайта
Высокоточный алгоритм повышения частоты является ядром DSDAC1.0.
Несмотря на то, что существует множество способов реализации повышения частоты, высокоточный алгоритм повышения частоты представляет собой сложную математическую задачу.
Технология повышения частоты не только делает формат DSD более широко используемым, но и делает DSDAC1.0 высококлассным аудио ЦАП.
Технология синхронного прямого клока: фемтосекундный клок внутри DSDAC1.0 будет отправляться в сдвиговый регистр напрямую без какого-либо промежуточного преобразования, так что это напрямую отражается на аналоговом выходе. Эта технология отличается от использования внешних фемтосекундных клоков и встроенного фемтосекундного кварцевого генератора. Использование внешнего тактового генератора и встроенного кварцевого генератора возможно только в качестве исходного тактового сигнала, он должен быть разделен делителем частоты. Таким образом, возникает большой аддитивный джиттер, который изменяет фемтосекундный клок на пикосекундный. Клок DSDAC1.0 может отправлять сигнал в регистр сдвига напрямую без делителя частоты, это передовая технология применения клока.
Блокировка клока. Это означает, что клок от предварительных устройств игнорируется, и DSDAC1.0 использует только локальный клок. Таким образом, часы предварительных устройств, таких как цифровой проигрыватель, проигрыватель компакт-дисков и цифровой интерфейс, больше не будут влиять на работу ЦАПа. Пока данные верны, нет никакой разницы в любом цифровом источнике. Эта технология — мечта цифрового аудио. Блокировка клока — это процесс синхронизации, а не ASRC (Asynchronous Sample Rate Converter), что сильно влияет на качество звука. Это решает проблему клока, которая долгое время преследовала цифровое аудио.
DSDAC1.0 имеет расширенный интерфейс USB и может получать исходный код DSD в нативном режиме. Как DSD DAC, получение исходного кода DSD является необходимой функцией. DSDAC1.0 имеет два способа ввода исходного кода DSD: один — ввод dsd64 через SPDIF в режиме DOP, а другой — ввод dsd512 через USB в нативном режиме. Схема XU208 XMOS внутри DSDAC1.0 изолирована с заземлением, тем самым практически устраняются помехи от цифрового источника.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Частота дискретизации SPDIF: PCM 192 кГц / dop64 (AES, оптоволокно, коаксиальный, BNC)
- Частота дискретизации USB: pcm384/dsd512 (собственная)
- Выходной интерфейс: один для XLR и один для RCA
- Выходной сигнал: 5,0 В RMS (XLR), 2,5 В RMS (RCA)
- Диапазон регулировки громкости: - 70 дБ ~ 0 дБ
- Габаритные размеры: 430 х 360 х 100 мм
- Вес нетто: 10,6 кг Вес брутто: 13,3 кг
ВНЕШНИЙ ВИД
Внешний вид сразу внушает доверие и настраивает на позитивный лад: большой и красивый.
Хотя, откровенно говоря, по началу меня немного смущали эти массо-габаритные параметры ЦАПа. Я привык к более компактным устройствам, которые в массе своей спокойно помещались на моих полках. Место он занимает достаточно много и это нужно учитывать и продумать, куда вы его можете поставить, если у вас нет готовой стойки под аудиоаппаратуру.
На время теста мне пришлось держать ЦАП на столе.
Корпус устройства изготовлен из алюминия. Качество сборки находится на высоком уровне. Как снаружи, так и внутри.
Фронтальная панель
В центральной части располагается большой OLED дисплей янтарного цвета, на котором отображается следующая информация: частота повышения, используемый вход, режим работы, цифровой фильтр, громкость.
Ручка громкости справа и кнопка перехода в спящий режим (Standby) слева.
Вокруг дисплея еще 4 кнопки:
- INPUT (выбор источника входного сигнала, длительное удержание кнопки активирует встроенный блок управления громкостью)
- D.F (Выбор цифрового фильтра, их 8)
- MUTE (выключение звука)
- FREQ (кнопка выбора частоты, она же включает и выключает режимы работы (долгое нажатие))
Задняя панель
- Аналоговые выходы RCA и XLR (как ЦАП/предусилитель)
- Цифровые входы: usb, коаксиальный, оптический, AES, BNC
- Выключатель питания
В комплекте идет пульт дистанционного управления, который дублирует кнопки фронтальной панели управления
ЧТО ВНУТРИ?
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
Два режима связаны с обработкой поступающего сигнала: Rising и Non Rising.
И два с управлением громкостью: Direct и Volume.
Rising - это конвертация входного сигнала DSD или PCM в DSD до 1024 включительно.
Увеличение частоты происходит до момента преобразования цифрового сигнала в аналоговый.
Non Rising (или Bypass) - в данном случае сигнал DSD128/256/512 идет напрямую в ЦАП как есть, DSD64 будет конвертироваться в DSD128, а PCM в DSD256.
По утверждению производителя разница в звучании между всеми этими режимами есть. Здесь нужно пробовать и выбирать наиболее интересный вариант.
Direct - режим работы ЦАПа, когда обходится собственный регулятор громкости и управляет громкостью внешний усилитель
Volume - режим работы ЦАПа, когда выходной сигнал проходит через встроенный регулятор громкости.
Соответственно, данный режим подходит для управления, например, активными мониторами.
Для подключения к наушниковому усилителю я использовал режим Direct, так как не имеет большого смысла включать еще один регулятор на пути сигнала.
Это может быть оправдано, если есть возможность отключения управления громкостью на самом усилителе. В моем случае Burson Audio убрали такую возможность из их верхнего усилителя Soloist 3X GT (считая собственный блок усилителя уже на очень высоком уровне, чтобы его нужно было обходить), в то время как на младшем усилителе компании такая возможность была.
ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА
Для прослушивания ЦАПа я использовал свою домашнюю систему по балансному подключению:
Roon ROCK Intel NUC (Qobuz + NAS offline) - Keenetic Ultra (wifi 5GHz) / iPower 2 > Keenetic Air ("чистый берег") / iPowerX > Audioquest Cinnamon > Оптосвитч Felix Audio mod.3 > ifi audio NEO Stream (optibox) / Шокер LPSU 12V/4A > Oyaide DST-75R V2 / Inakustik Exzellenz USB > DSDAC1.0 > Oyaide Tunami TERZO XX V2, 2xXLR - 2xXLR > Burson Audio Soloist 3X Grand Tourer (Super charger 5A) > Snorry Trion
ЗВУК
"MUSIC IS MY SOUL"
Именно эти слова выгравированы над дисплеем фронтальной панели.
Давайте попробуем разобраться насколько "Музыка моя душа" для ЦАПа DSDAC1.0...
Когда я распаковывал DSDAC, в голове крутилось одно, действительно ли размер и вес здесь имеет значение? Ведь очень много настольных ЦАПов, которые имеют размер небольшой книги и при этом довольно прилично звучат.
Мои ожидания относительно звука превзошли все изначальные ожидания. Если и были в голове раньше какие-то комплексы на тему всего китайского, то после знакомства с этим устройством от них не осталось и следа.
И если для того, чтобы так играть, он должен весить 10+ кг и не помещаться на мою полку, то оно того в любом случае стоит.
Конечно, говоря о звуке, нельзя не учитывать весь тракт, который к моменту тестирования ЦАПа я как максимально постарался улучшить. В качестве стримера в работу включился NEO Stream c его "волшебной" optibox, а питание стримера стал обеспечивать топовый ЛБП от Шокера.
Если кратко охарактеризовать звук DSDAC1.0, то на мой слух - это максимально естественное звучание с высоким разрешением, хорошей сценой, великолепной динамикой и точным расположением инструментов в пространстве.
С первых минут приходит понимание того, что ЦАП звучит "чертовски правильно". Не возникает желания начать искать какие-то недочеты или моменты, которые могут создавать какой-либо дискомфорт при прослушивании. Даже спустя несколько дней я так и не смог найти то, что могло бы меня не устраивать в звучании DSDAC.
Несмотря на то, что происходит постоянная конвертация в DSD, я слышу натуральный, чистый и подробный звук.
Динамика у ЦАПа просто отличная. Для меня это сравнимо с одним из очень хороших ламповых усилителей, который мне в свое время доводилось слушать. Так вот DSDAC заствляет GT играть близко по этому показателю к очень хорошей "лампе".
Кроме всего прочего, когда говорят, что устройство "музыкальное", часто имеют в виду, что технический уровень немного принесен в жертву некой "музыкальности", мол, да оно не супер детальное, не имеет выдающегося разрешения, но зато очень "музыкальное". В случае DSDAC "музыкальность" соседствует с высоким техническим уровнем ЦАПа без каких-либо оговорок или недомолвок.
И самое главное - я могу долгими часами не снимать "Трионы" с головы.
ЦАП дает некий элемент присутствия. Когда ты чем-то занят, музыка идет фоном, а потом ты как будто отрываешься от своих занятий на секунду, прислушиваешься, и возникает ощущение, что ты сидишь за барной стойкой в каком-нибудь пабе и рядом в 5 метрах играют музыканты. Особенно этот эффект заметен на живых джазовых концертах.
Rising vs Non Rising
По сути речь идет о прослушивании без предварительной конвертации и с предварительным повышением частоты.
Хотя, все PCM независимо от режима проходят через повышение частоты, только в режиме Non Rising это повышение ограничено DSD256.
Соответственно, изменения для PCM начинаются в режиме Rising, когда идет повышение до DSD512/1024.
В режиме Non Rising не происходит никакого дополнительного воздействия или обработки, и альбомы DSD звучат нативно. При включении режима Rising мы получаем звук только при повышении частоты исходного файла. Если это было 256 в нативном режиме, то в Rising имеем возможность прослушивать либо в формате DSD512 или DSD1024.
Не могу сказать однозначно, что все нужно слушать в режиме Rising. Здесь все индивидуально. Ряд альбомов и треков мне нравились как в одном, так и в другом режиме.
Поэтому хорошо, что у нас есть выбор. Можно сказать спасибо разработчикам за возможность "поиграть" со звуком.
СРАВНЕНИЯ
DSDAC1.0 vs Burson Audio Composer 3X Performance / Super charger 3A ($1428 с БП Super Charger)
Это сравнение, по сути, DSDAC c одним из лучших представителей ЦАПа на дельта-сигма в своем ценовом сегменте. В частности, где по мнению многих аторитетных ресурсов наиболее грамотно реализован чип ESS9038, причем его мобильная версия, а не Pro, как принято. Где звучание ЦАПа получилось довольно "аналоговым" без известных "детских болячек" имплеметации в виде излишней резкости, яркости и прочей "цифрятине".
Конечно, вес и габариты не идут изначально ни в какое сравнение. Но это все не играет большой роли, когда речь идет о звуке.
Здесь лучше остановиться на конкретном примере: Tord Gustavsen Trio с треками Re-Melt, The Other Side, Vicar Street, Blessed Feet.
ЦАПы немного по-разному строят пространство и расставляют акценты.
Composer, в сравнении, играет "ближе" и более "плоско", больше в ширину. Пианино Торда находится где-то в одной плоскости с барабанами и контрабасом. Есть ощущение небольшого акцента на мидбасе и нижней СЧ. Есть тембральные отличия звучания определенных инструментов, например, малого барабана. Тут же есть разница в образах и их размерах.
DSDAC ничего не акцентирует. Играет более точно и аккуратно, если так можно сказать. Добавляется глубины, фон получается более "темный", на слух выше разрешение, места между инструментами больше, образы инструментов более четкие. Есть четко выраженная "слоистость" звукового полотна. Звуки второго плана остаются звуками второго плана и остаются на своих местах, не пытаются вылезти вперед. При этом они все как на ладони...
Тембрально инструменты кажутся более верными, при этом сохраняется высокая детальность, не уступающая ничем "сабре".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог, могу для себя сделать следующие выводы относительно DSDAC1.0:
Размер все же имеет значение - большой, красивый и звучит (еще как звучит!):
- ровный тональный баланс, высокое разрешение, построение сцены и образов инструментов, высокая детальность, прозрачность и натуральность звучания.
Построение ЦАПа на теории DSD оправдано и имеет потенциал для дальнейшего развития
- благодаря DSDAC вся ваша коллекция или стриминг сервис переводится в ранг DSD, если вам это важно
- независимо от формата файла, вы получаете на выходе качественный "взрослый" звук
Пора пересматривать свою привязанность к ЦАП на дельта-сигма:
- это мероприятие требует осмысленного подхода и является более затратным
Если так звучит начальная версия, то какой звук будет в случае Deluxe?
- пока остается лишь гадать, но эта версия находится уже в другом ценовом сегменте и, судя по всему, по звуку будет еще на ступень выше.
Отдельное спасибо компании КВИНТА за предоставленный демо образец.