Наибольший вклад в увеличение объема внесли Дагестан и РСО-Алания – по 3,2 и 3 млрд рублей соответственно, при этом наибольший показатель госдолга в денежном выражении – у Ставропольского края, на 1 ноября текущего года он составил 29, 7 млрд рублей.
По данным Минфина РФ, государственный долг республик Северного Кавказа на 1 ноября 2022 года составил, в рублях:
1. Ставропольский край - 29, 705 млрд
2. Дагестан – 11, 562 млрд
3. РСО-А – 9, 897 млрд
4. КБР – 7, 029 млрд
5. ЧР- 6, 353 млрд
6. КЧР – 5, 870 млрд
7. РИ- 2, 394 млрд
Для сравнения приводим показатели объемов госдолга субъектов на 1 января 2022 года:
1. Ставропольский край - 28, 897 млрд
2. Дагестан – 8, 342 млрд
3. КБР – 6, 970 млрд
4. РСО-А – 6, 882 млрд
5. КЧР – 5, 140 млрд
6. ЧР- 3, 594 млрд
7. РИ – 1, 913 млрд.
Как показывает анализ, динамика за 10 месяцев неутешительная – все субъекты СКФО нарастили свои долговые обязательства: Чечня на 43,4%, РСО-А на 30,5%, Дагестан на 27,9%, Ингушетия на 20%, КЧР на 12,4%, наименьшего роста удалось достичь в Ставропольском крае и в КБР - на 2,7% и около 1% соответственно. Впрочем, этот негативный тренд наблюдается в большинстве регионов федерации. Так, общий уровень госдолга субъектов на начало октября составил 2,69 трлн рублей, увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 5,41%, с начала года - на 8,9%. СКФО отличает то, что практически весь объем долга в округе - бюджетные кредиты. Вместе с тем, рост бюджетного долга ставит регионы во всю большую зависимость от федерального центра.
Судя по тенденции, снизить долговую нагрузку в ближайшей перспективе если и получится, то у единиц. К примеру, в проекте бюджета Северной Осетии на ближайшие годы заложен дальнейший рост госдолга: на 1 января 2023 года до 11,4 млрд рублей, на 1 января 2024 года – до 12,2 млрд, на 1 января 2025 года намечено небольшое снижение до 12 млрд рублей.
А это означает режим экономии и оптимальное использование бюджетных средств для региональных властей. При этом пока говорить о каких-либо реальных мерах по оптимизации трат не приходится. Многие власти на местах вместо затягивания поясов продолжают жить не по средствам, лишая регионы каких-либо экономических перспектив из-за отсутствия в будущем средств для развития. Одним из рычагов оптимизации расходов должно стать исключение чрезмерных трат на представительские расходы в виде госзакупок люксовых автомобилей для высших должностных лиц вместо публичной демонстрации жителям реальных мер по сохранению социальной ориентированности бюджетов.
Ставропольское королевство кривых зеркал
Глава Ставрополья Владимир Владимиров провел декабрьскую прямую линию, которая подтвердила все ожидания общественности региона, большая часть была посвящена мобилизации и поддержке участников СВО, снабжению мобилизованых.
В ходе «кривой» линии, Владимиров заявил о том, что в условиях беспрецедентных санкций экономика Ставрополья устойчива.
Однако, в условиях постпандемийной ситуации, внешнеэкономического санкционного давления, а так же финансовой нагрузкой мобилизационных мероприятий на региональный бюджет существует повышенная неопределенность траектории экономического развития Ставрополья в краткосрочной перспективе.
📉Согласно прогнозу социально-экономического развития Ставропольского края на 2023 год, ожидается сокращение валового регионального продукта региона в 2022 г. на 3% по сравнению с 2021 г. ( в абсолютных показателях с 968,56 млрд.руб в 2021 г. до 923,87 млдр.руб. в 2022г.)
📈Инфляция, по предварительной оценке в 2022г. составит 13,5%, в 2021 г. инфляция составляла 7,2% в Ставропольском крае.
🏘Прогнозируется сокращение численности населения Ставрополья за счет естественной убыли и миграционного оттока населения. Так, по прогнозам, население сократиться с 2,78 млн. чел в 2021 году до 2,77 млн.чел. в 2022г.
💵Реальные денежные доходы населения Ставропольского края к концу 2022 года сократятся на 5,5% по отношению к доходам населения в 2021г.
⌛️Ожидается рост государственного долга, который по состоянию на 01.01.2023 года составляет 30,89 млрд. руб. а муниципальный долг 3,8 млрд.руб.
📊Согласно проекту бюджета Ставропольского края на 2023 г. общий объем доходов составит – 149, 3 млрд.руб., общий объем расходов – 159,2 млрд.руб., Дефицит составит 9,9 млрд.руб. .
Глава региона предпочитает говорить не о проблемах и перспективах региона, а больше склонен к самолюбованию и мелкому пиару через постановочный спектакль ручного управления регионом создавая ставропольское зазеркалье.