Найти тему

🔹«Красные флаги» речевой задержки у детей🔹

Бытует мнение, что основным и зачастую единственным специалистом при речевых расстройствах у детей является логопед.

И если говорить о подавляющем большинстве случаев, когда имеется несоответствие уровня речевых навыков возрасту ребёнка (недостаточно хорошо понимает обращенную речь, мало слов говорит, нет фраз или предложений, «каша во рту»), то в большинстве случаев логопедическая коррекция и вовлечённость родителей в процесс действительно дают свои плоды и помогают плохоговорящему малышу догнать сверстников.

Но бывают ситуации, когда проблемы с речью - лишь  видимая вершина огромного айсберга, один из симптомов или закономерное последствие другого, зачастую серьезного заболевания, без терапии которого добиться речевого прогресса невозможно.

О том как не пропустить важное и вовремя подключить других специалистов расскажу вам прямо сейчас.

В медицине есть понятие «красных флагов» = симптомов опасности, требующих особой настороженности со стороны врача.

Итак, какие же «красные флаги» могут быть у ребёнка с задержкой речи:

🚩 стереотипное поведение (ходит по одним маршрутам, смотрит один и тот же мультик, плохо реагирует на любые изменения), стереотипные игры (выкладывание предметов в ряды, играет всегда в одну и ту же игру), странные движения (махи руками, кружения), необычные пищевые предпочтения (отказ от пищи определенной консистенции и цвета).

🚩отсутствие интереса к другим детям и стремления к контакту (не приносит книгу, чтобы почитали, не вовлекает в игру, а наоборот кричит, если нарушили его собственный игровой порядок).

🚩скудное использование жестов или полное отсутствие указательного жеста к году.

🚩плохой зрительный контакт (очень редко и недолго смотрит в глаза собеседнику), редкое проявление эмоций (не улыбается в ответ).

🚩 автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи (эхолалия) или тотальное отсутствие речи к году.

ℹ️ эти симптомы могут говорить о расстройстве аутистического спектра (аутизм).

🚩 отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь, отсутствие гуления и лепета до года.

ℹ️ тут надо подумать, а нет ли у ребёнка проблем со слухом - тугоухости.

🚩проблемы с обучением, инертность, сложность перехода к новому опыту, проблемы с эмоционально-волевой сферой.

ℹ️ думаем про сочетание речевых проблем с интеллектуальной недостаточностью (ранее использовали термин - умственная отсталость).

🚩 остро возникшая утрата уже приобретенных речевых навыков (афазия) в сочетании с лихорадкой, головной болью с рвотой, нарушением координации, утратой сознания и другой неврологической симптоматикой. 

ℹ️ в этом случае нужна срочная госпитализация и терапия острого неврологического состояния (черепно-мозговая травма, инфекция, инсульт).

И да, это не ошибка, инсульты бывают не только у взрослых, но и у детей, по статистике - 2-7 на 100 тыс. в год и в 60% это дети старше года.

 

🚩постепенная утрата уже приобретенных речевых навыков в сочетании с нарастающей головной болью, нарушением глотания, поперхиванием и любой другой неврологической симптоматикой.

ℹ️ в данной ситуации надо исключать внутримозговой объемный процесс (опухоль, сосудистые аномалии - аневризму, мальформацию).

🚩 постепенная утрата уже приобретенных речевых навыков в сочетании с приступами судорог (даже если судорожный эпизод был всего один раз).

ℹ️ этот флажок указывает на вероятность эпилептической энцефалопатии.

А при сочетании эпилептических приступов, утраты речи в течение нескольких недель или месяцев и психотических проявлений (приступы агрессии, возбуждения) у ребёнка 2-8 лет может говорить о синдроме Ландау-Клеффнера.

🚩наличие особенностей внешности ребёнка (необычная форма черепа, низкорослость или высокорослость, нарушение пропорций тела, антимонголоидный разрез глаз), врожденных аномалий органов (сращение пальцев, расщелина нёба) и пороков развития внутренних органов, а так же семейная история подобных проявлений.

ℹ️необходимо вести поиск генетических синдромов, одним из симптомов которых является речевая дисфункция.

Так у меня в практике была девочка с диагнозом задержка психоречевого развития, у которой по совокупности проявлений удалось заподозрить и подтвердить генетический синдром - синдром Сотоса.

Конечно, это не все возможные флажки, и полностью оценить конкретно вашего малыша на предмет симптомов опасности возможно только на консультации невролога.

Но я считаю, что данную информацию должен знать каждый родитель и понимать насколько сложна диагностика речевых нарушений.

Остались вопросы?

Приходите ко мне на очную консультацию или записывайтесь на онлайн-сессию со мной:

Doctor_volkonina at Taplink