Возможно, вы заметили, что первая строчка рейтинга «Дураки и не лечатся» частенько достаётся кумиру наших злых сердец «Комсомольской правде». И абсолютно заслуженно.
На днях «любимое издание президента» огорошило паству новостью: тлетворный Запад делает из Гитлера смешного персонажа, то есть реабилитирует нацизм в глазах общественности. Ч.Т.Д.
Авторы горестного клича ссылаются на Bloomberg. Впрочем, если пройти по приложенной ссылке — скорее, на одного из колумнистов издания. Знаете, из тех, про кого пишут мелким почерком «мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора».
Колонку про «оправдание нацизма» написал Андреас Клут, который ещё в январе подозревал Германию в «странной русофилии», а в декабре выдал текст с заголовком «Хотите верьте, хотите нет, но враги Путина — нацистские сатанисты». Впрочем, в упомянутой Комсой колонке он прежде всего говорил о невежестве тех, кто искренне радуется шутейкам про диктатора, не понимая контекста.
«Главная газета России» могла бы выступить значительно изящнее, но зачем, если в головах редакторов слякоть?
Безумный текст написан автором, который, как бы пересказывая колонку Клута, невзначай проходится по дебиловатым, по его мнению, миллениалам, объявляет Гитлера «потребностью очень больного общества» и заключает, что все говно нацизм шагает по планете, а не хиханьки-хаханьки.
Поскольку нам в Галочке только дай поржать, приосанившись, отвечаем за хиханьки (и за хаханьки):
1. Иллюстрация к тексту Комсы — кадр из великого фильма Тайки Вайтити «Кролик Джоджо» о мальчике, который только-только вступил в гитлерюгенд. Джоджо свято верит в идеалы Третьего Рейха и так искренне почитает Гитлера, что тот становится его воображаемым другом. Разумеется, по ходу повествования, мальчику приходится пересмотреть свои взгляды. И это даётся ему непросто.
Кстати, если кто-то ещё не читал интервью Тайки Вайтити, снявшего фильм, пожалуйста, приобщайтесь — оно тут.
2. Тлетворный Запад, судя по всему, начал реабилитировать нацизм прям во время войны, а кое-где и до.
В 1933 году американские комики, Братья Маркс сняли комедийный мюзикл про войну и диктатуру, назвав всё это дело «Утиный суп». Кто-то считает кино гениальным, и среди них Вуди Аллен, а кто-то — абсолютно несмотрибельным. Однако в сотку лучших американских фильмов оно всё же попало.
В 1940 году Чарли Чаплин, потратив из своего кармана 1,5 млн долларов, выпустил комедию «Великий диктатор». Инвестируй в картину кто-то со стороны, возможно, мы бы её и не увидели — слишком спорным кинобоссам показался сюжет. Но «Диктатор» всё-таки вышел в прокат и до сих пор считается одним из главных антивоенных фильмов.
Кстати, в 1942 году советский снайпер Людмила Павличенко приехала с делегацией в Штаты. Ей удалось и посмотреть кино, и поболтать с Чаплином. В разговоре с ним она посетовала, что в фильме Гитлер показан простоватым дурачком, а не чудовищем. На что Чаплин ответил, что такова и была его цель — развеять страх перед непобедимостью нацистских войск и показать, что Гитлер, в сущности, жалкий коротышка с манией величия.
Кроме этого, фюрер не раз становился во время войны героем мультиков, а спустя несколько лет кино, высмеивающее идеи нацизма, стали снимать все кому не лень: итальянцы, немцы, американцы, шведы и, разумеется, россияне — но про нас отдельно.
3. В СССР диктатора высмеивали и до войны, и во время, и после.
Борис Ефимов*, Владимир Гальба и творческий союз Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов) — вот самые известные советские художники, работавшими в жанре политической сатиры.
Их карикатуры печатали в «Правде», «Известиях», «Огоньке», «Ленинградской правде» и, само собой, «Крокодиле». Они выпускали сольные альбомы, устраивали выставки, рисовали плакаты, которые сейчас не грех и на стену повесить, писали картины. А Гальба, например, присутствовал на Нюрнбергском процессе как художник-корреспондент.
* Родной брат расстрелянного по ложному обвинению писателя, автора «Испанского дневника» Михаила Кольцова. На самом деле фамилия обоих братьев была Фридлянд.
Поэты тоже нередко брали ироничный тон. Вот отрывок из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака, любимого советскими детишками поэта:
Вся Европа
Кличет Гитлер Риббентропа,
Кличет Геббельса к себе:
- Я хочу, чтоб вся Европа
Поддержала нас в борьбе!
- Нас поддержит вся Европа! -
Отвечали два холопа.
И пустились вербовать
Многочисленную рать.
А в 2008 году случилось страшное. Вышел фильм Марюса Вайсберга «Гитлер капут!» — настолько плохой, что вспоминать о нём лишний раз неловко. Как Вайсберг уговорил сняться в этом шапито Павла Деревянко, Юрия Стоянова и Илью Олейника, науке неизвестно. Возможно, в ход пошёл бутират.
Как бы то ни было, но политическая сатира в нашей стране существовала. И жаль, что её не стало в последние годы — юмор и ирония заставляют счастливого потребителя контента шевелить мозгами, что полезно для окружающей среды, редких животных и мира во всём мире.
Понятно, что новейшие зарубежные фильмы сегодня при желании можно причислить к «мягкой реабилитации Гитлера», но у нас его как раз нет.
Поэтому просто напишем, что можно глянуть по теме:
1. «Хайль, милая, я дома!», британский ситком 1990 года, который быстро прикрыли, так что доступна только одна серия. Но она того стоит.
2. «Бесславные ублюдки», военный боевик, комедия, 2009 год, США. Вряд ли кто-то пропустил фильм Тарантино, наполненный абсурдом и усиками Брэда Питта, но как мы могли его не упомянуть, правда?
3. «Он снова здесь», комедия, 2015 год, Германия. Пророческий фильм о возвращении ультраправых настроений в мировую политику. В Берлине вдруг материализуется Гитлер: его принимают за актёра, и он вновь становится звездой. А дальше смотрите сами.
Спасибо, что дочитали наш сумасшедший лонгрид. Вы крутые.