Найти тему

Какими брендами пользовалась каждая советская семья и что с товарами этих фирм стало после распада СССР?

Оглавление

70-80-е годы XX века в СССР считаются периодом застоя: советские граждане (за исключением элиты) жили приблизительно одинаково, получая законно свои 120 рублей и не претендуя на излишества. При этом купить какую-то ценную вещь в такой ситуации было проблематично: она не только стоила дорого (поэтому требовалось копить долгое время), но и считалась дефицитной, что автоматически означало необходимость определенного ожидания в очереди или установления подпольных контактов с торговцами для убыстрения процессов.

Какие предметы обихода были статусными?

Неофициальный список «топ-вещей» включал шесть основных позиций.

Первая в списке — мебельная стенка из ГДР, Польши, Югославии или Румынии за 800 — 2500 рублей. Свою цену, кстати, приобретаемое оправдывало полностью: в стенке хранили хрусталь, сервиз «Мадонна», фотографии, книги и одежду. Отметим, что хотя гарнитуры и имели определенное фабричное название (например, «Ратенов»), в народе всегда их именовали по стране или городу изготовления («житомирская», «чешская», «одесская» или, например, «польская», засветившаяся в «Иронии судьбы»).

Второй важный объект — настенный ковер из союзных республик Закавказья и Средней Азии за 200 рублей. Причина особой популярности изделий понятна: так как хорошие обои в Советском Союзе были в дефиците, то размещенный ковер защищал от повреждений или закрывал пятна и дыры. Плюс звукоизоляция. В тех же хрущевках она была так себе.

Некоторые специалисты даже делали так: на одну стену вешали ковер, а к другой придвигали мебельный гарнитур — в результате обои можно было и не покупать! «Ковры вешали практически раз и навсегда, поскольку это требовало специальной технологии. В стену ввинчивали деревянные дюбели или отдельно прикручивали деревянную балку, в которую были вбиты гвозди. Сзади к ковру пришивали металлические кольца…». За всеми приобретенными коврами тщательно ухаживали и защищали: кроме пылесоса и влажной уборки, зимой их еще чистили во дворе снегом, а летом обязательно выбивали пыль.

Третий пункт — телевизор (желательно цветной). Таковых в СССР было много, но самым популярным считался «Рубин-714». Стоил он 680 рублей, а технические характеристики аппарата поражали воображение: размер экрана 362 на 482 мм, диагональ в 61 см, а вес — 60 килограмм. Отметим, что аппараты других производителей тоже не отставали по весу и технологическим позициям: «Горизонт»-723 с размером экрана 61 сантиметр и акустической системой с двумя динамическими головками и усилителем весил 86 килограмм, Шилялис Ц-401 с диагональю 32 сантиметра — 17 килограмм, «Рубин 67ТЦ-4106ДИВ» с 67-сантиметровой диагональю — 41 килограмм.

-2

Четвертый пункт — холодильник. Вариантов было много: «Саратов», «Минск», «ЗИЛ» («ЗИС») и другие. При этом у каждого была своя «фишка»: например, «Минск-1» с объемом холодильного отделения 125 литров и 18-литровой морозилкой считался встраиваемым; ЗИЛ-63 имел регулируемые полки и пониженный уровень шума.

Пятый пункт — пылесос. Здесь наиболее перспективной моделью считался «Тайфун-М», выпущенный в конце 80-хх годов. Этот аппарат использовался не только для уборки помещений, но и, например, для покраски стен и потолков (у пылесоса была специальная распылительная насадка), уборки строительного мусора и многого другого. Главный минус приобретаемого гаджета — его вес и шум («звук работающего пылесоса убедит всех соседей … квартала, что домашняя уборка — это ваше призвание»). Отметим, что остальные марки («Ракета», «Буран» и другие) по техническим характеристикам в принципе не отличались от «Тайфуна»: мощность двигателя у них была 600 Вт, всасывающая мощность — 210 Вт, изменения касались лишь внешнего вида

Шестой пункт — радиола «Ригонда-Моно», выпускавшаяся Рижским радиозаводом им. А.С. Попова в напольном футляре: акустическая система была расположена в нижнем отсеке, состоя из двух фронтальных громкоговорителей, а в верхней части футляра размещалось проигрывающее устройство. Весил объект немного — всего 24 килограмма, а стоил 141 рубль (для сравнения: за «Ригонда-Стерео» надо было отдать уже 230 рублей).

Седьмой пункт — фотоаппарат «Зенит-Е». Красногорский механический завод, выпустив в 1965 году эту модель, знал, чем удивить взыскательных граждан: размер кадра — 24 на 36 мм., фокальный затвор с прорезиненными матерчатыми шторками при наличии зеркала постоянного визирования. За гаджет в 80-е годы просили от 77 до 110 рублей (последняя цена предусматривалась для аппарата с олимпийской символикой).

Что стало с советскими брендами?

Большинство из них канули в Лету: фирмы, выпускавшие эти товары, разорились или были проданы по частям или почти сразу же после краха СССР. В результате бренды были ликвидированы или переданы в управление кому-то другому. Так произошло, например, с брендом «Рубин», который в 2000-хх годах был выкуплен компанией Rolsen.

Выжили, пожалуй, только некоторые предприятия, занимавшиеся производством холодильников («Саратов», «Атлант») и фотоаппаратов. Видимо, это было связано либо с тем, что предлагаемая продукция соответствовала показателям цена / качество (и даже в 90-е спрос на них не упал), либо в некоторых случаях была финансовая подпитка со стороны государства. Тем не менее, многие советские вещи на много десятилетий пережили срок своего гарантийного использования. Те же неубиваемые стенки до сих пор стоят во многих квартирах на постсоветском пространстве, являясь своеобразными памятниками промышленному дизайну эпохи застоя.

Вы также можете:

Зарегистрировать товарный знак

Внести программу в Реестр отечественного ПО

Оформить патент на изобретение и полезную модель

Оформить патент на промышленный образец (дизайн)

Получите скидку 1000 рублей на первую заявку по промокоду ZENW1