Найти тему
RBI. Строим искусство

Самый необычный архитектурный элемент, подсмотренный у природы. Арки и их символизм

Оглавление

Подборка мировых достопримечательностей, вдохновивших нас на создание нового проекта в Петербурге.

Арка — старейшая архитектурная форма с сакральным смыслом

В древности она была символом небесного свода, в греческой культуре — обозначением верховного бога Зевса, в Древнем Китае — местом, где проходит солнце. Во многих первобытных культурах прохождение через арку означает перерождение, полный отказ от старого. В традиции восточных и ближневосточных культур арка — это преображение, небесная слава, встреча земного с божественным.

Арочная форма часто встречается в природе — это и склоненные друг к другу деревья, и радуга, и грот, и абрис заходящего солнца. В мире встречаются и природные каменные арки — эти естественные шедевры есть на каждом материке. Мы собрали главные из них — листайте галерею.

Известно, что уже в третьем тысячелетии до н. э. в Месопотамии строились храмы с арочными сводами. Здесь же, в Междуречье, позже появились первые акведуки — древний водопровод. Самым известным из них считается акведук Джерванский на территории современного Ирака, построенный в 700 до н. э. Его каменные арки достигали высоты пяти метров — сегодня они утрачены.

Наиболее древним из сохранившихся считается акведук Аква Клавдия (Aqua Claudia), построенный в 311 до н. э. около Рима. Общая высота сооружения — около 20 м, высота арок из туфа и травертина — до 15 м.

«Ничего более удивительного не было во всем мире», — писал об этом строении древнеримский ученый Плиний Старший
«Ничего более удивительного не было во всем мире», — писал об этом строении древнеримский ученый Плиний Старший

В античности арки стали памятником воинской славы

С развитием городов и каменного строительства арки стали распространяться повсеместно, стали важным элементом многих строений и приобрели самостоятельную архитектурную ценность в виде триумфальных арок. Листайте галерею.

Арки стали символом развития инженерной мысли

Одним из самых известных сооружений, состоящих из арок или аркад, стал Колизей, знаменитый римский амфитеатр. Он построен в 80 г. до н. э., много раз подвергался перестройкам, а позднее и разрушениям из-за плохого ухода, но более трети внешних аркад уцелели до наших дней. Сейчас их насчитывается более восьмидесяти.

Колизей в переводе с латыни значит «исполинский»
Колизей в переводе с латыни значит «исполинский»

В раннем Средневековье благодаря развитию инженерной мысли появляются высокие стрельчатые арки с системой нервюр — выступающих ребер свода. Это дало возможность уменьшить нагрузку на стены и сделать их менее массивными — так сформировался готический стиль с просторными высокими храмами и сложной системой арок и арочных окон.

«Бог есть свет». Вот как эти слова переданы в архитектуре собора Сен-Дени во Франции
«Бог есть свет». Вот как эти слова переданы в архитектуре собора Сен-Дени во Франции

Позже все большее значение приобретают арки и в индустриальном строительстве — мостах, фабричных зданиях. В основе конструкций теперь лежит каркас из стали или железобетона — благодаря этому размеры пролета и высота конструкции значительно выросли.

Без арок невозможно представить архитектуру Санкт-Петербурга

Город воинской славы и имперской мощи… Одно из первых каменных строений города на Неве — Петровские ворота Петропавловской крепости — построены в форме триумфальной арки. Это памятник русскому оружию — на центральном горельефе изображено низвержение Симона Волхва. Сподвижник Петра священник Феофан Прокопович описывал эту аллегорию как прославление побед и дел Петра Великого и осуждение шведского короля, который высоко вознесся в своих желаниях захватить невские земли.

Через сто лет в Санкт-Петербурге появился новый символ русских побед — торжественная арка Главного штаба на Дворцовой площади. Она воздвигнута в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Композиция из двух арок восходит к древнегреческим двойным воротам — если враг брал приступом первые ворота, то оказывался в западне — узком коридоре между первыми и вторыми воротами.

Но настоящими триумфальными воротами, через которые в 1814 году четырежды прошли российские войска-победители, возвращавшеся из Парижа, стали Нарвские триумфальные ворота. Они были воздвигнуты в непосредственной близости от границы города в дереве, а позже перестроены уже из кирпича и меди.

Архитекторы Петербурга возводили арки не только в мемориальных и официальных сооружениях, но и в жилой застройке — на улице Пестеля привлекает внимание огромная арка в доходном доме Ратькова-Рожнова. Не раз возвращались к этому элементу и советские архитекторы. О застройке Малоохтинского проспекта Иосиф Бродский писал так: «Вот опять пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок...»

Арка в клубном доме «МИРЪ» на Миргородской улице

Классические образцы петербургской и мировой архитектуры вплелись в проект нашего нового клубного дома «МИРЪ» на Миргородской улице. Старт продаж в нем начался только летом, но сразу после публикации проекта он уже привлек к себе внимание любителей архитектуры. Это неслучайно. Его автор — Евгений Герасимов, архитектор с мировым именем. Вместе с автором мы хотели, чтобы дом в 2-ух минутах от прекрасного Невского проспекта получился не менее элегантным и по-петербургски парадным.

Композиционно комплекс дома «МИРЪ» состоит из двух корпусов: разновысотного в 6-7-8-9 этажей и небольшого 6-этажного. Их объединяет высокая, в несколько этажей, парадная арка с элементами неорусского стиля. Ее форма перекликается с апсидами — заалтарными выступами — белоснежного Феодоровского собора, расположенного неподалеку. Ее легкость подчеркивает монументальность строения и одновременно делает пространство гармоничным и соразмерным.

Арочные своды создают дополнительный объём и в парадном холле дома. Над интерьерами работал выдающийся дизайнер Олег Клодт из знаменитой петербургской династии скульпторов-архитекторов. Его предок — Пётр Клодт — автор знаменитых коней Аничкова моста и других знаменитых памятников — о его творчестве можно подробно почитать здесь.

Арки в холле — это тоже отсылка к объемам Феодоровского собора, к тайнам церковного служения, к духовности, перерождению. Каждое возвращение домой - это процесс обновления, “очищения” от трудностей буднего дня, восстановление гармонии и спокойствия.

Листайте карусель, чтобы посмотреть фасады и интерьеры клубного дома “МИРЪ”.

Арка несет и функциональное значение — как и в древних городах, она служит защитой от чужаков. Здесь установлена система контроля доступа и круглосуточного наблюдения, которые позволяют попасть внутрь только своим.

Архитектурный макет нового клубного дома «МИРЪ» можно увидеть в офисе компании RBI. Переходите на сайт, записывайтесь на встречу и наши менеджеры расскажут не только об архитектурных, но и об инженерных и планировочных преимуществах проекта.