Найти тему
Педагог

Дефект речи

1. Статья на тему «Дизартрия»

Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от достаточной практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, познавательная и регулирующая.

Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной: ребенок не только получает представления об окружающем мире, но и возможность классифицировать объекты, относить их к различным категориям, то есть получать новую информацию и усваивать ее. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.

Уже на ранних этапах развития ребенка формируется регулирующая функция речи, которая становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи, в свою очередь, тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможностью программированной интеллектуальной деятельности и имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.

Возникновение речевых нарушений в дошкольном возрасте обусловлено тесным взаимодействием биологических и социальных факторов. Особенности структуры нарушения речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения центральной нервной системы.

Главной особенностью речевого дизонтогенеза детей дошкольного возраста является атипичное формирование речевой функции с рождения, выраженный дефицит экспрессивного словаря и связанная с ним «задержка речевого развития», при которой нарушения носят системный характер, то есть страдают все структурные компоненты речи: фонетика, лексика и грамматика.

Первичные отклонения в речевом развитии приводят к выпадению ребенка из социальной и культурной среды, так как его связь с социумом, культурой как источника развития грубо нарушается. На ранних этапах развития нарушается связь родителей с ребенком, так как взрослый носитель культуры не может и не знает, каким образом общаться с проблемным ребенком. Родители не знают, как передать ребенку тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов и приемов обучения.

Нарушения в овладении речью негативно влияют на психическое развитие ребенка, его эмоционально-волевую сферу и поведение, препятствуют в дальнейшем полноценной социализации.

Успешность психолого-педагогической работы с детьми, имеющими дизартрию, существенно зависит от учета разработанных теорией и практикой логопедии общих принципов реабилитации. 

Различают следующие принципы реабилитации:

- Медикаментозную терапию;

- Физиотерапевтические методы воздействия;

- Артикуляционную гимнастику;

- Психотерапевтическую поддержку;

- Логопедическую работу.

1) Для устранения дефектов речевого аппарата используется комплексный подход, но особого внимания заслуживает медикаментозное лечение. Дизартрия очень часто появляется на фоне других патологий нервной системы. Лекарства подбирает психоневролог с учетом всех диагнозов. Препаратов предназначенных для лечения непосредственно дизартрии не существует, поэтому детям прописывают симптоматические средства. Они снимают признаки болезни и облегчают состояние больного.

Для медикаментозного лечения дизартрии могут использоваться такие препараты: ноотропы, сосудистые, седативные, метаболитические.

Лекарственные препараты из данной группы влияют на высшие мозговые функции, улучшают умственную деятельность и память, стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки, облегчают процесс обучения.

Исход дизартрии и ее прогноз зависят от степени тяжести и результатов комплексной терапии. Поскольку заболевание вызывает необратимые нарушения, то основная цель лечения – это формирование речи для нормального общения и жизни в социуме.

2) Физиотерапевтические процедуры, нормализующие функциональное состояние центральной нервной системы. Комплексный метод улучшает регуляцию жизненно важных функций, нормализует возбудимость и проводимость нервномышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы. В результате у детей, имеющих дизартрию, нормализуется трофика тканей, снижается мышечный спазм, ригидность мышц. В начальных стадиях физиотерапия направлена не только на профилактику осложнений, но и на купирование их проявлений.

Физиотерапевтические методы:

ЛФК;

целебные ванны;

точечный массаж;

рефлексотерапия;

иглоукалывание;

механотерапия;

акупрессура;

физиотерапия и др.

3) Артикуляционная гимнастика 

Одна из важных составляющих успешного развития речи у детей – правильная артикуляция, то есть согласованная работа произносительных органов при образовании звуков речи. Артикуляционная гимнастика для дошкольников – это совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого нёба). Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Методические указания по проведению гимнастики: 

1. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

2. Упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом.

3. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название, к нему подбирается картинкаобраз. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

4. Достаточное количество повторений.

5. Необходимо следить за качеством выполняемых упражнений: точностью и правильностью движения, плавностью, лёгкостью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое. 

Есть два вида артикуляционных упражнений – статические и динамические. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6–10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения движений 6–8 раз, вырабатывают координацию, хорошую переключаемость. 

4) Психологическая помощь проводится в виде психологической коррекции, психотерапии, психологического тренинга стереотипов общения.

Помимо коррекционных педагогических воздействий, такие дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии и других видах специализированного воздействия. К таким специализированным видам психологического воздействия относятся: эмоционально-стрессовая психотерапия в виде пассивной и активной арттерапии в сочетании с музыкотерапией. Ее следует рассматривать как средство апелляции к духовным компонентам личности, пробуждающей в ней насущную потребность самоусовершенствования, выработку таких свойств и качеств личности, которые будут поднимать ее и в собственных глазах и во мнении окружающих.

5) Логопедическая работа

Различают основные направления логопедической работы при дизартрии:

- Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

- Развитие артикуляционных движений;

- Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;

- Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;

- Полноценное развитие фонематического восприятия.

Этапы логопедической работы:

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

- Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);

- Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками.

 

Дата выгрузки: 2022-11-29 14:06:55 Пользователь:perushkina-d@mail.ru, ID: 7490103

Отчет предоставлен сервисом «Антиплагиат» на сайтеantiplagius.ru/

 

 

 

 

Информация о документе​Информация об отчете

 

 

№ документа: 7490103

Имя исходного файла: Проверка текста 2022_10_2915:03:28.txt Размер файла: 0.02 МБ

Размер текста: 8921 Слов в тексте: 1149 Числопредложений: 1

 

Дата: 2022-11-29 14:06:55 - Последний готовый отчетОценка оригинальности: 54%

Заимствования: 46%

 

54.50%​45.5%