Мне вспоминается одно июньское утро, когда я после 30-летней разлуки приехал в родные места. От нетерпения пошел со станции пешком. При восходе солнца, после небольшого дождя, воздух чистый, как бальзам. Петухи перекликаются, и так радостно на душе. Не торопясь, с волнением, тронулся в гору через родной Сергач.
Так начинается письмо прославленного генерала Советской Армии Михаила Яковлевича Балалаева, присланное недавно в Сергач. От пастуха до генерала – таков его путь.
Это красные следопыты Кошкаровской начальной школы со своим учителем Николаем Андреевичем Жулиным разыскали знатного земляка, уроженца своего села, и познакомили с ним автора этого очерка. Выражаю юным краеведам этой школы благодарность за переданные нашему музею материалы.
В окрестностях села Кошкарова плодородные земли, но принадлежали они до революции не труженикам-хлеборобам, а господам-помещикам. В 250 домах селения проживало более 1100 жителей, четырьмя ветряными мельницами и маслобойкой владели кулаки. Ну и приходилось крестьянскому люду наниматься на работу к сельским богатеям и помещикам.
В такой исключительно бедной крестьянской семье осенью 1894 года родился Миша Балалаев. Ему было всего 7 лет, когда семью постигло большое горе: умер отец, работавший до этого от батраком у помещика, то бурлаком на Волге. На всю жизнь запомнил мальчик предсмертные слова отца: Ты Дуня, старшого не нанимай в работники, - говорил отец матери.
Пусть лучше стадо пасет: от кнута не заболит спина. Так и пришлось вскоре идти пасти общественное стадо. От восхода до захода солнца в нестерпимый зной и холод в дождь и слякоть – всё время в поле. И так долгих шесть лет пас на парах, а потом, к осени, на жниве, а кругом помещичьи поля – не дай бог скотина туда забредет! Беда будет…
Но не бросил Миша и школу. Правда часто, слишком часто приходилось пропускать и опаздывать на уроки, а весной, чтобы пасти, кончать раньше других учебу. Трудно было мальчику, его школьный учитель понимал это и как мог помогал ему. Я очень благодарен моему первому учителю – Николаю Николаевичу Лебедеву – прекрасному методисту и воспитателю. Мне кажется, что я в то время был самым бедным учеником, особенно в младшем классе, когда ещё не умел сам лапти плести, - вспоминает Михаил Яковлевич. – Одежонка на мне домотканая, но, верно, всегда чистенькая. Вспоминаю такой случай: проснулся в полночь, смотрю, мать что-то делает при тусклом свете лучины. Мама, что ты делаешь? Мишенька, лапти тебе чиню. А это она к моим худым лаптям пришивает ржавые жестянки. И надо же потом так случиться: пошел в школу в этих лаптях, да вдруг поскользнулся, упал и разбил грифельную доску. Для меня, восьмилетнего малыша, это было большим горем. Чтобы купить новую, пришлось сестре Любе пойти к барину Караванову на заработок, рожь молотить.
Пастушок был примерный: учился старательно, усердно и настойчиво и закончил сельскую школу с похвальным листком.
Когда Мише не было и шестнадцати лет, он подался в Астрахань, где родственник устраивает его работать на пароход кочегаром. Тяжело подростку было, особенно первые два года, но кто же поможет матери там, в деревне…
И вот его детская мечта – избавиться от крайней нужды и бедности – осуществилась: за первую навигацию заработал и отослал матери сто рублей! В свободные от работы часы Миша изучает самостоятельно физику, химию, математику, другие науки. По учебнику Киселева, например, сам преодолел курс математики примерно за среднюю школу. Книги были лучшими друзьями и наставниками. Потом мировая война 1914 года. Миша Балалаев призывается в царскую армию, чтобы на поле боя защищать интересы своих господ-угнетателей. Дослужился до старшего унтер-офицера. Этот нижний офицерский чин, как и рядовой, приравнивался в царской армии к собакам, вспоминая прошлое, говорит Михаил Яковлевич.
Восторженно приветствует Михал Балалаев Октябрь семнадцатого года, а в начале восемнадцатого добровольцем идёт в Красную Армию. Участвует в гражданской войне, сражается в 1919 году с колчаковскими бандами, подавляет кулацкие восстания в Западной Сибири.
По окончании гражданской войны Михаил Яковлевич остается служить в рядах Красной Армии, где постоянно повышает своё боевое и политическое мастерство. Он оканчивает советские пехотные, затем высшие стрелково-тактические курсы.
Свои знания красный командир успешно передает курсантам – будущим офицерам Красной Армии. Десять лет в Ульяновском пехотном училище готовит он кадры стрелков-пулеметчиков. Когда же наша армия стала оснащаться танками, Михаил Яковлевич начинает в 1937 году Ленинградскую бронетанковую академию.
В 1937 году сражается против японских самураев у озера Хасан, а потом, уже в 1945 году, ему снова пришлось встретиться с ними, но уже будучи командующим танковой армией, имея звание генерала бронетанковых войск.
40 лет был в строю М. Я. Балалаев. От рядового в царской армии до генерала в наше, советское время – таков боевой путь ветерана трех войн и двух революций. Сейчас он в отставке, живёт в Москве. Грудь нашего прославленного земляка украшают боевые награды восемь орденов и много медалей.
В одном из своих писем старый воин вспоминает: В детстве сирота-пастушок, потом – кочегар… Да разве я мог тогда мечтать, да у меня и в мыслях не было, что стану генералом!
В. Громов.