- Шлиссельбург-город с богатейшей историей, является символом победы русского духа за общенациональные и государственные ценности.
- За предшествующие века стремительного роста и развития город формировался как удивительный, неповторимый по своей красоте. Но почему сейчас в Шлиссельбург пришла разруха?
- Мы стали не в состоянии даже просто почистить город! Как говорил известный литературный персонаж, разруха, видимо, пришла в наши головы.. Мы должны осознать, что находимся в духовно-нравственном тупике. И чтобы найти выход из него, прежде всего мы должны вернуться к своей истории, к тем духовным традициям, за которыми стоят нравственность, милосердие, отзывчивость, интеллигентность, верность слову и долгу.
"На Казанскую возрадуйся, страна!
И больная, ты по-прежнему сильна.
Божья Матерь не оставит православных.
Божья Матерь из иконной глубины
Смотрит строго и любовно вглубь страны,
Слышит сердцем правоту шагов державных."
Протоиерей Александр Суворов
Рассказывая об истории Шлиссельбурга, невольно вспоминаешь о шлиссельбургской Казанской иконе Божией Матери, которая была обретена в 1702 году, сразу после взятия крепости войсками Петра I. Понятно, что эта икона была доставлена в Шлиссельбург и замурована в стену еще до Столбовского мирного договора со Швецией, подписанного 27 февраля 1617 года.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
«Эта местная святыня,( писал настоятель Шлиссельбургского крепостного храма Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Иоанн Флоринский в своей книге к 200 летию празднования победы над Шведами в Шлиссельбурге) – оставшаяся в иноверческой земле, могла бы исчезнуть бесследно, как исчезли сами православные церкви в Орешке, с их украшениями и утварью, если бы заботливая рука одного из оставшихся в Орешке ревнителей православия не скрыла эту духовную ценность от глаз иноплеменных. Икона была замурована в стене древнего русского крепостного храма, и здесь-то она сохранялась в течение почти целого столетия. Православные ореховцы надеялись таким образом предохранить драгоценный образ Небесной Владычицы от поругания иноверных, твердо веря, что Царица Небесная Сама освободит свой образ от временного заточения и возвратит принадлежащий Ей храм и покровительствуемую Ею древнерусскую область в руки православных».
Возможно, значительные размеры Шлиссельбургского списка Казанской иконы Божией Матери не позволили вывезти ее из Орешка, но скорее всего, защитники замуровали икону в надежде на то, что она поможет вернуть России ее невскую твердыню. Икона пробыла в каменном плену 90 лет.
В октябре 1702 года русские полки подступили к Орешку, который шведы переименовали в Нотебург. Подготовка к штурму была проведена тщательная, но стеснённые на полоске земли между крепостными стенами и водой русские всё равно несли огромные потери. И был момент, когда заколебался Пётр I и даже послал на остров офицера с приказом командиру штурмующего отряда подполковнику Семёновского полка Михаилу Голицыну отступить.
Скажи царю, что теперь я уже не его, а Божий, – ответил посыльному Голицын и, взобравшись на плечи солдата, стоящего на верху лестницы, залез в пролом. Долго длился кровопролитный бой, и шведы не выдержали. В пятом часу дня комендант Густав Вильгельм фон Шлиппенбах велел ударить в барабаны, что означало сдачу крепости.
Всё произошедшее было похоже на чудо, что сознавал и сам Пётр I. Фёдору Апраксину он писал: «Истинно вашей милости объявляю, что чрез всякое мнение человеческое сие учинено и только единому Богу в честь и чуду приписать».
Завершая освобождение Руси от захватчиков, явилась Казанским ликом Своим Пречистая Богородица!
"Икона Казанской Божьей Матери, явленная и Чудотворная. В предании сохранилась память о некоторых чудесах от иконы, именно о двукратном спасении от скотского падежа, бывшего здесь около 100 лет тому назад, и о спасении от пожара, бывшего в 40 годах в Шлиссельбургской Рыбачьей слободе и отклоненного от города вследствие мгновенной перемены ветра. Избавление от этих трех бедствий молва приписывает именно молитвам пред иконою Казанской Божьей Матери, так как во время бедствий сюда приносилась эта икона. О множестве других чудес свидетельствуют драгоценные привески к иконе.
О самом явлении иконы известно следующее: в одну из темных зимних ночей, вскоре после завоевания крепости, часовой заметил, с своего поста, необыкновенный свет, выходивший, как ему казалось, из стены бывшей шведской кирки. Утром он рассказал об этом своим товарищам, и о странном видении скоро узнала вся крепость. По указанию часового разобрали стену и нашли в ней икону Казанской Божьей Матери. Рассказ этот имеет все признаки достоверности. Подлинность его, прежде всего, утверждается тем высоким благоговением, какое издавна питают к иконе жители Шлиссельбурга и всех окрестных городов и сел и самой столицы. Притом известно, что уже при Петре Великом, в 1720 году, был здесь храм во имя Пресв. Девы. Может быть храм существовал еще до взятия крепости, так как составленная в 1720 году опись имущества этой церкви была копией с другой, более старинной описи. В описи 1720 года, об иконе Казанской Божьей Матери говорится, что она была украшена серебряным, вызолоченным «венцом и гривенкою и привесами». Украшения эти, несомненно, устроены были в прежнее, более раннее время. Подлинность рассказа, передаваемого часовым, подтверждается рапортом коменданта к военному министру, от 6-го апреля 1834 г. Здесь комендант подтверждает рассказ часового показаниями лиц, бывших в ближайших сношениях с очевидцами обретения.
При этом спрашивается: как могла явиться православная икона в стене лютеранской кирки? Вероятно ее положили сюда русские, дабы сохранить от поругания со стороны врагов-иноверцев. Это могло случиться около 1661 года, когда Орешек, по Кардисскому договору, переходил к шведам. По этому счету икон можно положить до 200 слишком лет существования. Но так как, при добровольной сдаче крепости, была возможность вынести отсюда все, что было в ней драгоценного, то временем закладки иконы вернее считать не 1661 г., а 1611 год, когда на Орешек напал шведский полководец Делагарди. В этом случае существованию иконы можно назначить 256 лет. Длина иконы 1 арш. 7 1/2 вер., ширина 1 арш. 2 вер.; она украшена, в 1784 году, сребропозлащенной ризой, с жемчугом и драгоценными камнями. Впоследствии риза обновлялась и прибавлялись новые украшения. Весу в ней 21 ф. 82 золотника. С 1837 года Хранили в «сребро-позлащенной» оправе-футляре в особом киоте за правым клиросом собора Иоанна Предтечи. Зимой икону переносили в казармы, в теплую церковь Апостола Филиппа.
Особенно это ощущалось 8 июля по старому стилю, на праздник явления иконы Казанской Богоматери.Икона Казанской Божьей Матери была почитаема жителями всей России.
На этот крестный ход собиралось великое множество людей: съезжались из Петербурга, Москвы, Твери, собирались жители окрестных селений. В предшествующее празднику воскресенье Шлиссельбургскую икону с крестным ходом выносили из собора Иоанна Предтечи и на лодках переплавляли через Неву, а затем устанавливали в часовне Благовещенского собора, которую стали называть часовней иконы Казанской Божией Матери
В 1861-1866 годах «уездными работными людьми» вдоль берегов Ладожского озера был прорыт новый грандиозный безшлюзовой канал имени императора Александра II, прозванного в народе Освободителем. В честь освящения канала для иконы Казанской Богоматери на средства прихожан островного храма Иоанна Предтечи в 1865 г была воздвигнута часовня Успения Пресвятой Богородицы.
В Историко-Статистических сведениях о С.-Петербургской Епархии 1884 года VIII так описываются эти события: "Кроме общих праздников, в крепости празднуются еще: 11 октября, день св. диакона Филиппа, день Преполовения и все дни памяти св. Иоанна Предтечи. В Преполовение и в день рождества Иоанна Предтечи (24 июня) совершаются, вокруг крепости, крестные ходы, с иконою Казанской Божьей Матери. Кроме того, с тою же иконою и при участии крепостного причта, бывают крестные ходы 8 июля и 6 августа. Первый установлен в память бывшего в 60 годах прошлого столетия скотского падежа, второй, к городскому кладбищу, установлен в 1820 году, по просьбе строителей кладбищенской Преображенской церкви, московского купца Григория Борисова и петербургского Михаила Солодовникова .
"Крестные хода начинаются из крепостной часовни, построенной в 1865 году на суммы Иоанно-Предтеченского собора, на левом берегу Александровского канала, при впадении его в Неву. В этой часовне, во все время навигации, стоит явленная икона Богоматери. Во время крестных ходов два раза совершается молебствие с водоосвящением: один раз во 2 верстах от города, при колодце, над которым находится крест, поставленный, говорят, новгородскими миссионерами в память водворения христианства в северных пределах Руси; второй молебен служится на плавучем мосту чрез Петровский канал, наводимом нарочно на этот день. Потом крестный ход останавливается на берегу Ладожского озера, в Пушкарской слободе, и здесь совершается лития и осенение крестом на все 4 стороны. При истоке Невы, против крепости, возглашается вечная память Петру I и на брани убиенным воинам."
На эти крестные ходы собиралось великое множество людей. В окружении «не одних жителей Шлиссельбурга, но и тысяч пришлого народа» икону проносили вокруг города. «И вся эта многотысячная толпа с благоговением стремилась, чтобы хотя тень честной иконы осенила их во время шествия».
В начале XX века вышла брошюрка Александра Степановича Пругавина «Прошлое и настоящее Шлиссельбургской крепости».
«Июль месяц 1880-го года мне пришлось прожить в деревне Дубровке, на Неве, около Ладожского озера, — «вроде как на даче», по словам моего хозяина.
Как-то раз вечерком заходит ко мне этот хозяин и спрашивает, не поеду ли я в «Шлюсин»?
Шлюсином народ величает здесь уездный город Шлиссельбург.
— Там завтра (разговор происходил 7-го июля) престольный праздник Казанской Божией Матери… Явленная икона… Народу что на этот праздник собирается — страсть! со всех мест. Пароходы только лишь успевают перевозить… Икона чудотворная, многим, говорят, помогает… И явилась-то она, спервоначалу в крепости, а уж опосля ее, значит, в город перенесли."
Ну а в царствование Александра III про Шлиссельбургскую икону вспомнили и в царском дворце.
«1883 год. Июня 15 в девять часов утра изволили прибыть в город Шлиссельбург, посетить шлиссельбургскую крепостную часовню, слушать краткое молитвословие и лобызать явленно-чудотворную икону Богоматери Их Императорския Высочества государь император Александр III и государыня императрица Мария Федоровна с августейшими сыновьями Николаем и Георгием Александровичами, великим князем Алексеем Александровичем и великою княгинею Мариею Александровною».
«1884 года июня 18 дня в десять часов утра изволили посетить крепостной храм и часовню и слушали краткое молитвословие Их Императорские Высочества великий князь Владимир Александрович и супруга его государыня великая княгиня Мария Павловна».
В 1890 году часовню Успения Пресвятой Богородицы на берегу канала расширили «для удобнейшего помещения богомольцев»
Здесь и помещался теперь Шлиссельбургский образ Казанской Божией Матери…
А затем началась революция, гражданская война. Шлиссельбургская икона Казанской Божией Матери уцелела и после пожара, который устроили на острове в феврале 1917 года освобожденные из тюрьмы бандиты.
Но было уже не до иконы…
Последнее упоминание о нахождении иконы в часовне Успения Пресвятой Богородицы. можно найти в дневнике народовольца Ивана Павловича Ювачева, видевшего чудотворный образ 15 (28) июля 1930 года.
«Встал в четыре часа утра, – пишет в своем „дневнике“ Иван Павлович. – Обедня на Афонском подворье. Поехал на Смольную пристань, где встретил из дома отдыха экскурсантов. В восемь с половиной часов пароход с нами отправился по Неве. Сначала я сидел в нижней палубе и пил чай. Потом – наверху. Пристали к городу. Я сбегал в городской собор, в его часовню и приложился к копии иконы Божией Матери Казанской.
Мне сказали, что подлинная икона из крепости в часовне на берегу, но я поспешил на пароход, который вскоре отправился в крепость. Как только мы вышли на берег, то бросились на траву и стали яростно закусывать хлебом, огурцами, маслом, свежими рыбными консервами. Затем осмотр тюрем. Я побывал в своей камере № 23, потом был в церкви Иоанна Предтечи, где выставлены наши портреты… Я уехал раньше других в г. Шлиссельбург на военном катере, чтобы побывать в часовне на берегу, где Казанская чудотворная икона…»
Иван Павлович изучал в эти годы иконографию Божией Матери, и Шлиссельбургский чудотворный образ интересовал его и с этой стороны, но, безусловно, он не мог не думать и о том духовном преображении, которое произошло с ним рядом с этой иконой…
В начале 30-х годов большевики инициировали кампанию по изъятию церковных ценностей, часовню закрыли и использовали под нужды новой власти, превратили в жилой дом.
Позолоченная риза с жемчугом и драгоценными камнями давно уже была содрана с неё, а саму икону, чтобы спасти её от дальнейшего поругания, перевезли в действующую тогда церковь Преображения Господня на кладбище. Но в 1937 году она была тоже закрыта большевиками и тогда ее перевезли в деревянную часовню деревни Марьино . Сейчас это поселение слилось с городом Кировском, а тогда, во время войны, находилось невдалеке от юго-западной окраины Шлиссельбурга.
О дальнейшей судьбе иконы известно со слов жительницы Кировска Зои Сергеевны Уваровой, которой в начале войны было восемь лет. Она запомнила, как крёстная подталкивала её в часовне к иконе, показавшейся ей просто тёмной доской. Запомнила она и артналёт, который начался 21 ноября 1941 года, в Михайлов день. Загорелись тогда дома Марьино, загорелась и часовня, где находилась чудотворная икона.
Крёстная вместе с матерью Зои Сергеевны вытащила икону из горящей часовни и спрятала её на огороде. Вскоре после артналёта немцы выгнали всех жителей из дома и погнали копать траншеи. Жили в землянке, сооружённой в воронке от снаряда, на берегу ручья, километрах в пяти от своего дома в Марьино, который немцы уже раскатали на сооружение блиндажа.
Сейчас хотя уже и миновало семьдесят лет после войны, но окрестности Шлиссельбурга сильно напоминают военную пору. Рядом с тем местом, где находились землянки, – заброшенный посёлок. Там двухэтажная хрущоба с выбитыми стёклами и вывеска: «Пейнтбол. Клуб “Блокада”». Тут и жила со своей матерью и крёстной восьмилетняя Зоя Сергеевна Уварова.
На Рождество крёстная уговорила мать пойти забрать спрятанную на огороде икону.
Зоя Сергеевна запомнила, что возвращались они – везли икону на санках – уже в темноте, когда наступил комендантский час.
Вообще-то в самом Шлиссельбурге вечером и ночью никто не имел права показываться на дороге. В жителей, задержавшихся после установленного часа, стреляли без предупреждения. Известна история жительницы Шлиссельбурга Кузнецовой, которая шла от своей соседки на шесть минут позднее, чем полагалось. «Руки вверх!» – скомандовал патруль, подошёл к женщине и ударом приклада сбил её с ног. Спустя несколько часов в квартиру Кузнецовых явились гестаповцы. Они увели женщину с малолетними детьми в комендатуру. Через час вся семья была расстреляна.
Об этом и мать, и крёстная знали, но деваться было некуда. Они тащили санки с иконой мимо немецких постов, мимо лающих овчарок.
Зоя Сергеевна запомнила и немецких овчарок, и самих немцев с автоматами, и оглушительный страх, когда немцы направляли свои фонари на них, но – странно! – так и не остановили, словно и не видели их.
Что это, если не чудо? Икона вместе с двумя женщинами и девочкой-ребёнком невидимо прошла мимо всех немецких патрулей с овчарками.
Вот так , явившаяся из церковной стены в горящей шлиссельбургской крепости чудотворная икона, продолжала творить великие чудеса.
Потом икона стояла в землянке.
Вскоре, как рассказала Зоя Сергеевна, всех их посадили в вагоны, в которых возили торф, и повезли в Псков. Здесь, в концлагере, они и дождались конца войны, а когда вернулись назад, от землянок, в которых они жили, остались только руины. Иконы нигде не было.
Более упоминаний о Шлиссельбургском образе Казанской иконы Божией Матери обнаружить пока не удаётся.
Во время Великой Отечественной войны Часовня Успения Пресвятой Богородицы чудесным образом выстояла под непрерывными бомбежками.
После освобождения Шлиссельбурга туда поселились люди, а в 1975 году была разобрана - якобы по причине строительства водозаборной станции.. Часовня Успения Богоматери никому не мешала, она стояла в стороне от нее, ближе к каналу .
Шлиссельбург-город с богатейшей историей, является символом победы русского духа за общенациональные и государственные ценности.
За предшествующие века стремительного роста и развития город формировался как удивительный, неповторимый по своей красоте. Но почему сейчас в Шлиссельбург пришла разруха?
Мы стали не в состоянии даже просто почистить город! Как говорил известный литературный персонаж, разруха, видимо, пришла в наши головы.. Мы должны осознать, что находимся в духовно-нравственном тупике. И чтобы найти выход из него, прежде всего мы должны вернуться к своей истории, к тем духовным традициям, за которыми стоят нравственность, милосердие, отзывчивость, интеллигентность, верность слову и долгу.
Святой кусочек земли на берегу Новоладожского канала, где стояла часовня Успенья Пресвятой Богородицы, с хранящейся в ней чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, место поклонения сотни тысяч православных людей запущен , ничто не напоминает святыне, разве только остатки кирпичного фундамента у ограды водозаборной станции , варварски сдвинутые бульдозером, сравнившим часовню с землей.....
Восстановить часовню невозможно. Но возможно установить на ее месте памятный КРЕСТ- заместитель часовни, такие кресты всегда устанавливались в России на месте разрушенных церквей. Поклонный крест продолжит оберегать наш город , как оберегала когда-то Чудотворная Икона Казанской Божьей Матери , даст возможность православным людям поклонится и помолиться в святом месте , узнать больше об истории и традициях нашего славного города и, возможно, стать местом паломничества , как и в прежние времена.
И только тогда вновь начнется возрождение Шлиссельбурга, возрождение русской культуры, возрождение русского духа, возрождение русской православной веры.
Шлиссельбурженка .
Источник:
- " Храмы армии и флота". Пятигорск,1913г Цитович Г. А.
- "Непобежденная крепость ", " Шлиссельбургские псалмы" Коняев Николай Михайлович;
- "К двухсотлетнему юбилею Шлиссельбургской крепости : 1702-1902 гг. 11 октября" Флоринский Иоанн Маркович;
- «Прошлое и настоящее Шлиссельбургской крепости» Александр Степанович Пругавин:
- Историко-Статистические сведения о С.-Петербургской Епархии 1884. VIII том, стр. 252-269:
Читайте по теме: https://dzen.ru/a/Y5L_QlpHIWRvvIOM