Южная Корея в эти дни переживает демографическую катастрофу: Суммарный коэффициент рождаемости (СКР), среднее число детей, рожденных женщиной в течение ее жизни, упало ниже психологически важной отметки 1,0, а кризис снижает его еще ниже. СКР должен составлять 2,1-2,2 для поддержания стабильной численности населения, но дорогостоящие усилия правительства по поддержанию СКР страны выше уровня 1,2-1,3 закончились впечатляющим провалом.
Но как насчет Северной Кореи? Как и на Юге, Север на протяжении многих лет как поощрял, так и не поощрял деторождение. Его демографическая политика проходит через три отдельных этапа: стимулирование рождаемости в 1945-1970 годах, планирование семьи с начала 1970-х до начала 1990-х годов, а теперь возвращается к стимулированию рождаемости примерно с 1993 года.
Этот последний этап правления Ким Чен Ира, а теперь и Ким Чен Ына, был ограничен пропагандистскими заявлениями, восхваляющими величие деторождения и настаивающими на том, чтобы корейские женщины рожали больше детей. Например, в 2018 году в редакционной статье “Нодон Синмун” говорилось, что "все женщины должны рожать еще больше детей ради будущего родины".
Северокорейских женщин это не впечатляет. Уровень рождаемости в стране продолжает медленно снижаться, достигнув, по оценкам, 1,9 в 2019 году. Хотя это и не так плохо, как на Юге, цифра необычно низкая для такой бедной страны. В результате Северная Корея - одна из немногих стран, население которой начало стареть, оставаясь бедным, и сомнительно, что государственная политика сможет обратить этот процесс вспять.
Излишне говорить, что это не сулит ничего хорошего будущему страны. Многочисленные проблемы, связанные со старением населения, хорошо известны, и в такой бедной стране, как Северная Корея, с ними сложнее справиться.
ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ
Когда в 1945 году была основана Северная Корея, марксизм-ленинизм и его идеологи были удивительно оптимистичны в отношении роста населения. Предполагалось, что женщины должны рожать как можно больше детей, обеспечивая социалистическую родину солдатами и рабочими.
Тем не менее, независимо от теоретической приверженности коммунистических режимов максимальному производству, уровень рождаемости продолжал снижаться в Советском Союзе, Восточной Европе и Китае, поскольку бывшие крестьяне массово покидали свои деревни и уезжали в города, где они находили работу в индустриальной экономике, посещали школы и изучали основы современности. В СССР, например, СКР снизился с 6,3 в дореволюционном 1915 году до 2,85 в 1953 году, когда умер Сталин, и 2,0 к последним дням коммунистического государства.
Северная Корея изначально стремилась копировать политику своих Старших Братьев, Китая и России. Население КНДР сократилось с 9,62 миллиона человек в 1949 году до 8,49 миллиона в 1953 году, поскольку миллионы людей погибли или переехали на Юг в годы войны, и Пхеньян был полон решимости компенсировать это.
В каком-то смысле это сработало. К 1960 году население Северной Кореи составляло 10,79 миллиона человек, а к 1970 году это число еще больше возросло до 14,62 миллиона. Выступая на Пятом съезде Трудовой партии Кореи (ТПК) в 1970 году, Ким Ир Сен сказал: “Хорошо, если наше население увеличится до 20 миллионов. Хорошо, если наше население увеличится до 30 миллионов”.
Это звучало оптимистично, во многом соответствуя политике предыдущих десятилетий. Но следующее предложение выдало некоторые опасения: “Проблема, однако, в том, чтобы накормить и одеть этих людей”. — и намекнул на грядущие изменения в демографической политике.
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ
В начале 1970-х Северная Корея развернулась и стала одной из первых коммунистических стран, принявших семейный контроль. Это произошло задолго до того, как в 1979 году Китай принял пресловутую “политику одного ребенка”.
Вероятно, принятие политики сокращения рождаемости было вызвано рядом факторов, но наиболее важным, вероятно, была Южная Корея.
Под влиянием модных тогда страхов перед грядущим “демографическим взрывом” Южная Корея начала внедрять программу планирования семьи в начале 1960-х годов. Эта программа была довольно успешной: в 1966 году СКР в стране составлял 6,5, но к 1977 году упал до 4,5, а к 1982 году - до 2,8.
В то время южнокорейские СМИ неоднократно утверждали, что резкое снижение уровня рождаемости является ключом к экономическому успеху. Похоже, что пропаганда произвела впечатление не только на свою целевую аудиторию на Юге, но и на лиц, принимающих решения в Северной Корее.
Данные переписи населения КНДР указывают на резкое снижение рождаемости, начиная с начала 1970-х годов, и рассказы пожилых беженцев, которые жили в Северной Корее в те дни, подтверждают, что правительство проводило такую политику.
Рабочие места и организации, в том числе ТПК, Профсоюз, Союз молодежи и Союз женщин, оказывали давление на северокорейцев, чтобы они ограничили количество детей, которые у них были, и использовали контрацепцию. Как и в Южной Корее в то время, государство мобилизовало врачей и медсестер для чтения лекций о методах контрацепции.
Примечательно, что правительство неофициально повысило брачный возраст: в 1970-х годах Союз молодежи утверждал, что патриотически настроенные корейские мужчины должны вступать в брак в возрасте 30 лет, а женщины - в 27. Согласно официальному объяснению, все годы молодости должны быть посвящены Родине, партии и лидеру.
Северокорейские официальные лица также ввели систему отпусков по беременности и родам на ранней стадии. С конца 1970-х годов мать получала 150 дней отпуска по беременности и родам для своего первого ребенка, 100 дней для второго и никакого отпуска для последующих детей.
СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ УСПЕХ?
Кампания по планированию семьи продолжалась до середины 1990-х годов и способствовала снижению СКР Северной Кореи. Этот показатель, измеренный с помощью различных источников, снизился примерно с 4,3 в 1970 году до скромных 2,3 в 1990 году, когда население Северной Кореи превысило отметку в 20 миллионов человек.
Конечно, снижение рождаемости было вызвано не только планированием семьи. Северная Корея, несмотря на свою бедность, приближалась к тому, что можно назвать современным обществом с точки зрения ценностей, гендерных отношений, урбанизации и уровня образования.
К концу 1950-х годов практически все девочки посещали по крайней мере начальную школу, а к 1970-м годам среднее образование стало всеобщим. Люди переезжали в города, посещали школы и перенимали современные ценности, хотя и своеобразные северокорейские.
Период семейного контроля продолжался до начала 1990-х годов, когда демографическая политика Северной Кореи сделала очередной разворот. Столкнувшись с экономическим коллапсом, правительство снова начало официально превозносить величие деторождения.
В 1993 году Северная Корея ввела уголовную ответственность за аборты, которые некоторое время были легальными. Государство также поощряло браки в более молодом возрасте и резко усилило пропаганду о чудесах больших, счастливых семей.
Хотя официальные данные утверждают, что численность населения достигла 25,8 миллиона человек, растут подозрения, что КНДР сфальсифицировала данные переписи 2008 года и что численность населения может быть ниже, чем она утверждает.
Действительно, история контроля над рождаемостью научила нас тому, что, хотя правительства могут снизить рождаемость, если они решительны и удачливы, они вряд ли добьются обратного результата, даже если потратят на это огромную сумму денег.
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие посты о Северной Корее и следить за новыми публикациями.
Поддержать - http://www.donationalerts.com/c/vagizsongun
#корея #кндр #южная корея #северная корея #пхеньян