Найти в Дзене

Ассертивность. Прощайте манипуляторы и выученная беспомощность

Иллюстрация thenerdyacademy.cоm
Иллюстрация thenerdyacademy.cоm

Ассертивность – это личностное качество, имеющее отношение к эффективной коммуникации с окружающими. По сути – это способность и навык свободно и уверенно выражать себя, доброжелательное отношение к миру плюс любовь к себе.

Во взаимоотношениях с другими людьми мы преимущественно склоняемся к одну из трех стилей поведения: пассивный, агрессивный и ассертивный. Причем если пассивный и агрессивный стиль могут подменять друг друга в зависимости от круга общения, то ассертивный верен себе в любой ситуации.

Принципы ассертивного поведения:

• Эффективное общение. Умение слушать и понимать собеседника, выражать свои мысли и находить компромиссы.

• Ответственность за свое поведение. Ассертивная личность не обвиняет в происходящем других людей или обстоятельства. Осознает, что все происходящее является следствием его собственных мыслей, слов и поступков.

• Позитивные установки и уверенность в себе. Это про восприятие мира и окружающих как безопасной среды для выстраивания партнерских отношений и поиска возможностей для самореализации. Самоуважение и уважение к другим людям.

• Четкие личные границы. Высокоассертивная личность умеет без смущения говорить «нет», когда чужие просьбы нарушают личные интересы. Не позволяет пользоваться и манипулировать собой.

Ассертивность помогает противостоять навязчивости «доброжелателей», агрессии начальника, наглости жаждущих поживиться за ваш счет. Ассертивный человек не нападает, как агрессор, но и не боится проиграть. Он признает свои интересы и потребности, желает их удовлетворить, но тактично и без ущерба для других. Это «золотой» стандарт ХОЧУ – осознанный, осмысленный и реализованный.

Главная подсказка для ассертивного человека, что он уверенно движется в правильном для себя направлении - это его хорошее настроение. Хандра и фрустрация, в свою очередь, самый красноречивый признак сбитого курса, ошибочных действий.

Почему не все могут стойко, без оправданий, но и без агрессии отстаивать свое мнение? Что не дает понимать свои потребности и деликатно, но прямо просить о том, чего хочется?

Все современные исследователи склоняются к мысли, что уровень ассертивности связан с самооценкой и психологическим здоровьем. На, мой взгляд, это треугольник, где каждая сторона препятствует развитию ассертивности. Убираем любую из них, и устойчивая фигура распадается, позволяя выработать и закрепить этот эффективный поведенческий навык.

Личностная незрелость.

Негативные установки (устоявшиеся ошибки мышления)

Низкая самооценка - Перфекционизм

-2

Ассертивность объединяет целый комплекс, так называемых soft skills - «мягких навыков», которые помогают эффективно справляться с поставленными задачами, при этом сохранять свой внутренний мир и не нарушать чужие границы во всех межличностных сферах нашей жизни: работа, семья, аэропорт, магазин, поликлиника…

Поделюсь несколькими ситуативными техниками ассертивности.

Как ассертивно критиковать

  • Оцениваем поведение и его последствия, а не самого человека
  • Говорим конкретно, не обобщай и не используй категоричные слова: «всегда», «никогда»
  • Отделяем факты от предположений. Будь объективен, не иди на поводу у своих предубеждений
  • Найходим позитивный момент в действиях или последствиях
  • Не проявляем любого рода агрессию: спокойная мимика, уверенная, но не угрожающая поза, ровный тон голоса
  • Критикуем наедине, без зрителей
  • Выражаем мнение от себя, не ссылаясь на чужое
  • Не используем ситуацию, чтобы выплеснуть свои негативные эмоции

Как ассертивно отказывать

  • Благодарим за доверие и высокую оценку наших возможностей и талантов
  • Выражаем понимание ситуации просящего
  • Обозначаем свою позицию четко и с обоснованием:
  1. без вариаций (сейчас я пока не могу),
  2. без оправданий (я недостаточно хорош),
  3. без заискиваний и перекладываний (у Ивана Сергеевича это получится лучше),
  4. без ссылок на других людей (моя жена будет против).
  • В случае необходимости вежливо повторяем основную мысль отказа
  • Вежливо заканчиваем разговор под убедительным предлогом (другая встреча, звонок)

И главное.

Ассертивность – это не просто качество как факт, а навык. Это означает, что характеристики личности, имеющие отношение к ассертивности можно выработать и закрепить в поведении до автоматизма.