Момент истории
Событие и его последствия
Валерий Яковлев
«ВЕНДЕТТА» ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ
Выстрел, изменивший характер советской репрессивной политики
«…ОДНА ПУЛЯ ПОПАЛА В ШЕЮ, ДРУГАЯ В РУКУ»
Вечером 30 августа 1918 года, закончив выступление на заводе Михельсона, Председатель совета народных комиссаров Владимир Ленин направлялся к автомобилю. Его сопровождали рабочие, с которыми Ильич оживленно беседовал. Вождь мирового пролетариата уже собирался садиться в машину, как вдруг раздались выстрелы. Одна пуля попала Владимиру Ильичу в шею, другая в руку, третья угодила в находившуюся рядом женщину. По воспоминаниям водителя Ленина Степана Гиля, он увидел некую особу, целившуюся в грудь Владимиру Ильичу. Гиль хотел было взять ее на мушку, но злоумышленница заметила это, бросила пистолет к его ногам и попыталась скрыться. Стрелять ей вслед Гиль не решился из-за опасений попасть в кого-нибудь из находившихся рядом людей.
Злоумышленница была задержана неподалеку от места происшествия, на трамвайной остановке. Ею оказалась видная эсерка, революционерка со стажем Фейга Хаимовна Ройтблат, более известная по псевдониму Фанни Каплан. На допросах Каплан утверждала, что, сама, единолично спланировала и осуществила покушение на Ленина. Поскольку считала его «изменником» извращающим идеалы социализма. Она всячески дистанцировалась от соратников по эсеровской партии и «замкнула» все обвинение на себе.
Современные исследователи, советскую версию покушения Каплан на Ленина, воспринимают скептически. Каплан прошла каторгу и была плоха здоровьем, ее зрение оставляло желать лучшего. Значит, Каплан не могла прицельно стрелять. Вообще, была не в состоянии осуществить столь серьезное и дерзкое мероприятие одна. Ее вела опытная рука, и, эта же рука подставила. А возможно Каплан и не стреляла вовсе?
Есть одна объясняющая многое деталь. При более близком рассмотрении обнаруживается, что Каплан относится к такому типу людей, которые, решение совокупности проблем вообще, видят в устранении одной главной, по их убеждению, причины. Поэтому люди такого типа и стреляют в кого-либо, взрывают, искренне полагая, что устранение этой самой главной причины сделает мир лучше.
Еще в юном возрасте, по делу о неудавшейся попытке покушения на киевского генерал – губернатора Сухомлинова, Каплан была приговорена к смертной казни. Но эшафота удалось избежать в связи с несовершеннолетием преступницы. Смертный приговор был заменен, и, революционерка отправилась на вечную каторгу.
Здесь она знакомится с харизматичной эсеркой Спиридоновой, полностью подпадает под ее влияние, и, сама становится убежденной эсеркой. А партия эсеров, как известно, отличалась непревзойденным мастерством, подготавливать террористические, боевые группы, для физического устранения идеологических оппонентов. В нее вступали люди готовые убивать ради высоких целей. Покушавшаяся на Ленина бывшая каторжанка, безусловно, относится к их числу. Так что, «пальнуть» в вождя мирового пролетариата Каплан могла вполне. И, без всяких сентенций. За ее плечами наверняка стояли товарищи по революционной борьбе. Не без этого. Но, учить ее, как нажимать на курок, было не нужно. Что касается зрения, то харьковский хирург Гиршман провел освобожденной революцией 1917 года Каплан операцию. И видеть она стала значительно лучше.
( Фото из открытых источников в Интернете. Опытную каторжанку Каплан было не нужно учить, как нажимать на курок)
ВАШЕ СЛОВО ТОВАРИЩ МАУЗЕР
Выстрел террористки в Ленина – стал рубежной чертой, высвободившей философию крайней формы борьбы с врагами революции. В большевистском руководстве не было единого мнения относительно того, чтобы крайние формы борьбы с врагами революции сделать системными, постоянными. После убийства Володарского - народного комиссара по делам печати, агитации и пропаганды Петрограда - определилась группа, которая предлагала начать массовый террор с арестами, расстрелами, практикой взятия заложников и так далее. Но поначалу не нашла поддержки. Покушение Каплан на Ильича устранило все преграды для объявления большевистской «вендетты».
На первое место вышли беспощадность, решительность и напористость. Широкие жесты, такие как освобождение бывших царских офицеров, под честное слово не воевать с Советской Властью, канули в лету. Первой крепкую руку революции, в изменившихся обстоятельствах, испытала сама Каплан. После короткого разбирательства эсерку поставили «к стенке» прямо на территории Московского Кремля.
Насилие в годы революционного лихолетья приобрело невиданные масштабы. Но после происшествия с вождем на заводе Михельсона, эта «симфония смерти», обрела законодательно оформленные черты.
5 сентября 1818 года вышло Постановление СНК РСФСР (совет народных комиссаров) «О красном терроре», которое официально было отменено 6 ноября 1918 года.
«Красный террор» – система упрощенной судебной и внесудебной расправы и наказания. В советской практике преимущественно был направлен против классово чуждых элементов: купечество, духовенство, промышленников, представителей царской администрации, офицеров и так далее. В более поздний период - в 30 – е годы XX века охватил уже широкие советские массы. Термин имеет расширительное толкование. В современной исторической науке под понятием «Красный террор» принято обозначать всю советскую репрессивную составляющую в совокупности. Что резонно: философия крайней формы борьбы с врагами революции с ее беспощадностью, решительностью и напористостью не ограничивается рамками 1918 года. Она господствовала в течение десятилетий.
ЕСЛИ ВРАГ НЕ СДАЕТСЯ – ЕГО УНИЧТОЖАЮТ
Вот лишь несколько характерных примеров. После поражения белых в Крыму в 1920 году, красные расстреляли несколько тысяч наиболее опасных и неисправимых с их точки зрения белогвардейцев. Сухая статистика говорит примерно о 4,5 тысячах.
Почти год Советская Власть боролась с Антоновским мятежом: с августа 1920-го по июнь 1921 года. При подавлении этого восстания крестьян в Тамбовской губернии во главе с Александром Антоновым, планку бескомпромиссности большевистское руководство подняло еще выше. Михаил Тухачевский, в то время командующий войсками в Тамбовской губернии, приказом № 0116 применил химическое оружие…
Также решительно и бескомпромиссно Советская Власть подавила Кронштадский мятеж в феврале – марте 1921 года. Войсками, непосредственно, и в этом случае командовал Михаил Тухачевский. Восставшие, – кронштадские матросы на острове Котлин, - сумели отбить первую атаку. Однако красный командарм Тухачевский создал значительный перевес в живой силе, артиллерии, применил авиацию и сокрушил мятежников. Обе стороны понесли значительные потери. Но когда развеялся дым пожарищ, и, смолкли орудия, красными были расстреляны более двух тысяч человек, из числа «контрреволюционного элемента», а несколько сот мятежников пополнили ряды заключенных.
Советская история знает немало аналогичных примеров ожесточенной борьбы с врагами. Существует особо примечательная, материализованная форма философии этой борьбы - практика троек ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Судьба человека, судьбы тысяч людей решаются узким кругом лиц, без идиотской, по мнению большевиков, юридической волокиты, в считанные минуты.
Специфическое изобретение революционных лет, тройки ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД, нашли массовое применение в 30-е годы XX века, в СССР, в годы большого террора. В 1937 – 1938 годах в стране Советов было арестовано 1,5 миллиона человек. Из них свыше 600 тысяч осуждены с короткой формулировкой: «к ВМН» (высшая мера наказания).
Еще одна практика, с юридической точки зрения не выдерживающая никакой критики – депортация народов. В Советском Союзе насильственному переселению были подвергнуты: чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы, калмыки, финны и представители других наций.
Идеологию беспощадного отношения Советской Власти к врагам мнимым и настоящим обосновал пролетарский писатель Максим Горький. 15 ноября 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья «Буревестника революции» - «Если враг не сдается – его уничтожают». Горький писал: «Внутри страны против нас хитрейшие враги организуют пищевой голод, кулаки терроризируют крестьян – коллективистов убийствами, поджогами, различными подлостями, - против нас все, что отжило свои сроки, отведенные ему историей, и это дает нам право считать себя все еще в состоянии гражданской войны. Отсюда следует естественный вывод: если враг не сдается, - его истребляют».
Однажды большевики уяснили мысль, что достучаться до справедливости в золотые ворота дворцов можно только прикладами винтовок. Они были убеждены, что представители свергнутого класса будут «беспощадно огрызаться». Выстрел Каплан в Ленина окончательно убедил их в этом. Следовательно, врага нужно бить и бить без жалости. И эту линию Советская Власть гнула до 50-ых годов XX века. «Великий кукурузник» - Никита Хрущев ослабил репрессивную составляющую, но и он отличился Новочеркасскими событиями в июне 1962 года. Рабочие электровозостроительного завода и жители Новочеркасска вышли на забастовку. Протестовали против повышения цен на продукты, требовали повышения заработной платы, смены руководства электровозостроительного завода. Власти подавили выступление с привлечением армии и КГБ. При разгоне демонстрации было убито 26 человек, а несколько десятков протестующих ранено.
Золотой эпохой советской истории принято считать период Брежневского правления. Страна погрузилась в безмятежье, народ вздохнул. За инакомыслие, впрочем, человек мог оказаться в палате психиатрической лечебницы. Но «шкуру» при этом можно было сохранить вполне. «К стенке» по политической статье не ставили. И даже операция «Дунай», когда в 1968 году войска Варшавского договора вошли в мятежную Чехословакию и «задушили» «Пражскую весну», обошлась относительно малой кровью. Общее количество погибших – около 200 человек. Притом, что, задействованы были армии нескольких стран, в операции участвовали сотни тысяч солдат.
Еще раз к «сталинским» методам в СССР вернулись при Генеральном секретаре ЦК КПССС Юрии Владимировиче Андропове. Людей начали брать в банях, в кинотеатрах. Но это был, как считают историки, «сталинизм в белых перчатках». И, длился он недолго. Генеральный секретарь тяжело болел. Правил Юрий Владимирович, мечтавший пересажать брежневских лихоимцев, с 1982 го по 1984 годы. За такой короткий период навести в стране порядок, так как он его понимал, Андропов не успел.
Генеральный секретарь Константин Черненко в 1985 году собственной смертью завершил «пятилетку пышных похорон», когда в течение ряда лет один за другим уходили в небытие состарившиеся высшие советские руководители. Какими-либо значимыми деяниями Константин Устинович не отметился, стремился нивелировать андроповские начинания, изредка мелькал на голубых экранах. Черненко, своей беспомощностью, напоминал Брежнева позднего периода и производил на советских граждан тягостное впечатление.
Руководитель партии и советского государства Михаил Горбачев вселил надежду в жителей Советского Союза. Еще не старый, энергичный, он олицетворял перемены. Но, как отметил впоследствии последний премьер СССР Николай Рыжков: «Не по Сеньке оказалась шапка». В историю Михаил Сергеевич вошел, как «говорун», человек без потенциала, государственного дарования. Как человек без способностей руководить происходящими в стране сложными процессами, а потому погубивший ее. Неумелая горбачевская Перестройка уничтожила не только карательную систему Советского Союза, но и само государство.
КАК «ЯШКА КОШЕЛЕК» ВЗЯЛ ВОЖДЯ «НА ПУШКУ»
Помимо всего прочего, августовский выстрел Каплан в Ленина заставил большевистских вождей серьезно задуматься о создании эффективной системы охраны первых лиц государства. В начальный романтический период революции, высшие функционеры к вопросам безопасности относились достаточно пренебрежительно. Пример подавал сам Ленин. Весь 1918 год над Советской Россией сгущались тучи. В мае 1918-го грянуло восстание Чехословацкого корпуса, положившее начало Гражданской войне. В июне 1918-го был убит Володарский (Моисей Маркович Гольштейн - народный комиссар по делам печати, агитации и пропаганды Петрограда). В июле 1918-го вспыхнул и был подавлен большевиками левоэсеровский мятеж. В июле же 1918-го случилось событие, которое резко повысило градус ненависти к Советской Власти – расстрел царской семьи в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, по решению Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
6 августа 1918-го года под натиском частей Чехословацкого корпуса, добровольцев Комитета учредительного собрания и каппелевцев пала Казань. Враг захватил половину хранившегося в Казани золотого запаса – порядка 630 миллионов рублей. Если до этого момента между красными и белыми происходили небольшие стычки, то в Поволжье они сошлись уже в большой драке.
Вокруг Москвы, куда Советское правительство переехало в марте 1918-го, сжималось неприятельское кольцо. Белые перекрыли все нити снабжения: прекратились поставки хлеба, нефтепродуктов и других жизненно необходимых товаров. Крайнее недовольство вызывала политика военного коммунизма с массовой экспроприацией и национализацией имущества свергнутого класса. В Москве и других городах возникли десятки подпольных антибольшевистских организаций, которые плели заговоры и мечтали «перевешать большевиков на фонарных столбах»…
Наконец, 30-го же августа – в день покушения на Ленина, был убит руководитель Петроградского ЧК Моисей Урицкий. Обстановка складывалась чрезвычайно опасная, судьба не раз уже показывала грозные знаки – Ильич продолжал ездить без серьезной охраны. Прошло всего пару месяцев после августовского эксцесса и вождя мирового пролетариата, как-то даже грабанули… 6 января 1919 года по пути в Сокольники машину Ленина остановил известный московский бандит Яков Кошельков со своей шайкой. Главу государства вытряхнули из машины, забрали документы, браунинг. Ильич стоял под прицелом и снова оказался на волоске от смерти. Только невероятным везением можно объяснить тот факт, что бандит не застрелил вождя мирового пролетариата. Водитель Ленина Степан Гиль и он сам не оказали ни малейшего сопротивления. «Яшка Кошелек» торопился, его больше интересовала машина. В спешке он не разобрал, с кем имеет дело…
ПЫТАЛАСЬ УБИТЬ ГЕНСЕКА КУХОННЫМ НОЖОМ
До поры – до времени большевики решительно не брали в расчет того факта, что смерть кроется за каждым углом. Эсер-боевик Никита Сергеев застрелил Володарского, когда тот, из-за сломавшейся машины, направлялся к месту назначения пешком… один. Социалист Леонид Каннегисер разрядил пистолет в Урицкого в подъезде министерства иностранных дел, у лифта. Как и в случае с Володарским, о каком-либо серьезном сопровождении главного чекиста Петрограда говорить не приходилось. Иначе Каннегисер вряд ли смог бы осуществить задуманное.
( Фото из открытых источников в Интернете. Социалист Каннегисер мог стать известным поэтом, а вошел в историю, как убийца Урицкого )
7 ноября 1927 года курсант Военной Академии имени Фрунзе Яков Охотников «влепил подзатыльник» самому товарищу Сталину прямо на трибуне мавзолея Ленина, на Красной площади. 1 декабря 1934 года Леонид Николаев застрелил «любимца Сталина» Сергея Кирова, руководителя ленинградской партийной организации. Николаев прицелился и попал Кирову в затылок из нагана. ЧП случилось на третьем этаже в здании Смольного, когда Киров направлялся в свой кабинет. Член Политбюро ЦК ВКП (б), полноправный хозяин Ленинграда, один из популярнейших в стране руководителей стал легкой добычей. Опять же, потому что не имел сопровождения.
( Фото из открытых источников в Интернете. Сергей Миронович Киров ( в центре ) стал легкой добычей террориста - одиночки, потому что не имел надлежащей охраны )
Эффективную систему безопасности первых лиц государства начал создавать начальник охраны товарища Сталина Николай Власик. В 1927 году он возглавил специально созданный для этих целей особый отдел ВЧК. 25 лет Николай Сидорович находился «при вожде». Ему удалось организовать дело так, что попытки покушения на Иосифа Виссарионовича – были обречены на провал. Одним из примеров эффективной работы можно считать предложенный Власиком принцип перемещения Сталина на бронированных лимузинах. Машин было несколько, никто не знал, в которой из них находится вождь. Маршрут движения тщательно продумывался, начальник охраны владел информацией, касающейся жильцов домов, находившихся вдоль «правительственной трассы».
После смерти «великого кормчего», генералиссимуса товарища Сталина, система безопасности первых лиц государства продолжала функционировать в таком же напряженном режиме. С той разницей, что стали возможны некие импровизации, нарушения регламента. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев положил начало практике «хождения в народ». Не согласовав маршрут следования с охраной, мог подойти к служащему, рабочему и поговорить по-свойски, похлопать по плечу и так далее.
В декабре 1961 года в Киеве на «разоблачителя культа личности Сталина» попыталась напасть буфетчица с ножом, но охрана сработала четко и генсек не пострадал.
Охрану первых лиц государства осуществляло 9-е управление КГБ. В январе 1969 года сотрудники отдела пережили тяжелый день. Младший лейтенант Советской Армии Виктор Ильин, переодевшись в форму милиционера, у Боровицких ворот Кремля расстрелял машину из кортежа Брежнева. Ильин охотился за самим генеральным секретарем. Он пропустил первый лимузин правительственного кортежа. Террорист–одиночка полагал, что Леонид Ильич едет во второй машине. И открыл по ней огонь с двух рук, из двух пистолетов, которые прятал в рукаве шинели. На самом деле Брежнева в этом лимузине не было. В ней ехали космонавты Леонов, Николаев, Терешкова и Береговой. Машина была не бронирована. Ильин смертельно ранил водителя Илью Жаркова, космонавты пострадали незначительно. Террориста одиночку задержали, впоследствии признали невменяемым.
Последнее в истории Советского Союза покушение на генерального секретаря ЦК КПСС было совершено 7 ноября 1990 года. Во время парада на Красной площади, Александр Шмонов из охотничьего ружья попытался выстрелить в Михаила Горбачева, стоявшего на трибуне мавзолея Ленина. Но был быстро обезоружен. Шмонов успел нажать на курок, раздался хлопок выстрела. Но еще раньше бдительный сотрудник милиции смог, направить дуло ружья в небо. А самого генсека, мгновенно оценив ситуацию, закрыл телом начальник охраны Горбачева Владимир Медведев. Михаил Сергеевич не пострадал…
Впоследствии, предпринятую Шмоновым попытку покушения, эксперты оценили, как безнадежную. Шансов у террориста-одиночки не было. И будь на его месте даже более опытная Каплан - убить генсека удалось бы вряд ли. За долгие годы, начиная со дня покушения известной эсерки на Ленина, работа спецслужб была хорошо отлажена. Советский Союз уже стремительно несся к своей гибели, в стране царил хаос, но свои обязанности сотрудники 9-го управления КГБ четко исполняли до последнего момента.