Найти в Дзене

О трудном жанре эссе…

Чем же так сложен жанр эссе? С какими трудностями сталкивается автор, который обращается к этому жанру? С другой стороны – какие творческие возможности открываются автору, когда он обращается к жанру эссе?...

Прежде всего заметим следующее: жанр эссе известен в литературе с давних времён; наверное, именно уникальные стилистические и творческие возможности, которые открывает обращение к жанру эссе авторам, создающим свои произведения в этом жанре, во многом объясняют – почему жанр эссе имеет славную и столь долгую историю (совсем не случайно многие литературоведы называют жанр эссе так: «неумирающий жанр»).

Во французском языке слово «essai» имеет значение «попытка, проба пера, очерк»; в латинском языке слово «exagium» обозначает – «взвешивание»; «exigo» - «взвешиваю».

Проба пера
Проба пера

Для жанра эссе характерна ярко выраженная авторская позиция; эссе даёт право автору на субъективный подход к теме и свободную композицию. Наибольшего расцвета жанр эссе достиг в литературной критике; но эссеист, как правило, не выносит окончательного и жёсткого вердикта о художественном своеобразии литературного произведения, о котором он пишет, - и это далеко не случайно: таковы требования жанра эссе.

Заметим следующее: обращение к жанру эссе требует от автора не только продемонстрировать свои интеллектуальные находки и знания, связанные с выбранной темой; эссе – прозаическое произведение небольшого текстологического объёма и свободной композиции; кроме того, автор эссе должен сделать акцент на собственном отношении к тому, о чём он пишет; выявить своё личное восприятие темы эссе; искренне и эмоционально определить своё отношение к тому, о чём идёт речь в эссе.

Произведения в жанре эссе могут быть не только литературно-критическими; эссе создаются и пишутся на историко-культурные, автобиографические, историко-публицистические, философские, литературоведческие, историко-краеведческие темы. Эссе может быть воплощено в различные литературные формы: статья, очерк, законченный по смыслу отрывок из дневника или письма, письмо, проповедь, речь (слово, обращённое к аудитории).

Жанр эссе имеет узнаваемый стиль (в литературоведении существует определение: «эссеистический стиль» - стиль языка, свойственный жанру эссе). Каковы черты такого стиля и почему он столь узнаваем?... Эссеистический стиль отличается подчёркнутой субъективностью; образная разговорная лексика, чётко законченные по смыслу отдельные фразы, афористичность также отличают его.

«Эссе – это прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём – либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, установкой на разговорную интонацию и лексику.» - Литературно-энциклопедический словарь. М.: 1987.

Эссеисты, пишущие на публицистические темы, зачастую обращаются к форме дневника или письма. Название произведений, созданных в жанре эссе, отличаются краткой чёткостью; часто они начинаются с предлога «о» (или – с союза «как»).

-2

Название эссе определённо настраивает читателя на восприятие произведения, которому свойственны свобода композиции; на восприятие произведения, дающего автору право на субъективный подход к раскрытию темы. Например, создатель жанра эссе, французский мыслитель и философ Мишель Монтень, даёт своим произведениям такие названия: «О добродетели»; «О воспитании» ; «О предсказаниях»… Интересное определение значения слова «эссе» даёт Краткий словарь литературоведческих терминов:

«Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Жанр эссе возник во Франции, на рубеже 17 века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается философский, литературно-критический вид эссе. Автор последнего не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них, подчёркивая субъективность своего отношения. В жанре эссе создавали многие свои произведения Анатоль Франс, Томас Манн, Бернард Шоу.» - Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. Редакторы-составители: Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Издание второе, доработанное. – М.: Просвещение. 1985. С. 204.

В Современном толковом словаре русского языка – гораздо более краткое объяснение значения слова «эссе»:

«Эссе (от французского – essai) – Спец. – Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.» - Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт». 2001. – С. 953.

От автора жанр эссе требует свободного владения темой и определённой смелости – самобытности, непохожести на других – во взглядах и суждениях. Таким образом, верным будет утверждение: эссе даёт автору, который обращается к этому жанру – создаёт в жанре эссе свои литературные произведения – большие творческие возможности; но в то же время – жанр эссе требует от автора вдумчивого отношения к выбранной теме; умения кратко, содержательно и образно высказывать свои собственные мысли; а самое главное – умения честно и серьёзно задать себе самому вопрос: что я могу сказать? Как я могу ответить на проблемный вопрос темы, на которую я буду писать своё эссе? Достаточно ли моих знаний и личного читательского опыта для того, чтобы создать эссе на выбранную мной тему?...

Далеко не случайно для эссеистического стиля характерны индивидуальная авторская импровизация в трактовке литературного произведения, о котором идёт речь в тексте эссе; индивидуальная импровизация в трактовке ведущей проблемы или темы литературного произведения, о котором идёт речь в эссе; наконец, манера изложения – непринужденная, в духе свободной беседы с читателем – подчёркивает открытость интеллектуального диалога автора и читателя, а значит – открывает перед читателем возможности самостоятельного размышления.

Почему полезно пробовать свои силы в жанре эссе?... В предыдущей статье блога «Забытые страницы русской литературы» речь шла о смысле и пользе медленного чтения художественных литературных текстов; думается, размышление о «трудном жанре эссе» напрямую связано с вопросом о смысле вдумчивого чтения. Почему?... Обращение к жанру эссе позволяет чётко, продуманно, кратко и образно высказать своё впечатление от прочитанной книги (и не только: Возможно создание эссе, в котором передано впечатление от театральной постановки; от встречи с архитектурным шедевром; от встречи с городом, в котором автор эссе побывал впервые; от встречи с дорогим для автора эссе человеком…) Но всё же - жанр эссе прежде всего ориентирован на передачу впечатления о прочитанной книге: пробовать свои силы в жанре эссе – значит осмыслять свои впечатления, формулировать свою читательскую позицию; а это невозможно без внимательного отношения к тексту прочитанного литературного произведения.

Обращение к жанру эссе стимулирует внимательное чтение, разумеется. Но здесь опять – вновь и вновь – встаёт вопрос о нехватке времени. Какую форму работы можно предложить ? «По свежим следам» после прочтения книги можно письменно зафиксировать своё впечатление в жанре «скитце» (слово происходит из немецкого языка); скитце – маленькое произведение в жанре эссе: набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. Главная цель, которую ставит перед собой автор скитце, - «остановить мгновенье», передать кратко своё главное впечатление. А по прошествии некоторого времени (разумеется, отрезок прошедшего времени не должен быть слишком большим – иначе просто всё забудется), - можно вновь вернуться к своему «скитце» - незаконченному эссе, - и довести его до конца. Наверное, в такой форме работы тоже есть свой смысл: ведь образная память сохранит самое яркое впечатление; а скитце, написанное «по свежим следам», даст возможность сопоставления читательских впечатлений.

-3

Таким образом, справедливо будет заметить: создание эссе, в основе которого лежат личные читательские впечатления от прочитанной книги, стимулирует процесс вдумчивого чтения – безусловно, это так. Более того, умение выявить, осмыслить и сформулировать собственное мнение о книге развивает аналитическое мышление читателя; развивает умение сравнивать и сопоставлять смысловые фрагменты прочитанного текста; развивает образное восприятие читателя, его интуицию.

В заключение нельзя не сказать о том, что очень многие талантливые (и очень разные!) литераторы работали в жанре эссе. Например, можно назвать «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского; «Разговор о Данте» О. Э. Мандельштама; «Пушкин, или правда и правдоподобие» В. В. Набокова; «Как читать книгу» И. Бродского – все перечисленные произведения созданы в жанре эссе.

Жанру эссе отдавали дань Марина Цветаева, Василий Розанов, Иннокентий Анненский, Константин Паустовский…