Фильм 1955 года «Попрыгунья» по мотивам одноименного рассказа А. П. Чехова – первая работа режиссера Самсона Самсонова, известного по таким кинолентам, как «Много шума из ничего», «Чисто английское убийство», «Одиноким предоставляется общежитие».
Несмотря на то, что «Попрыгунья» – фильм дебютный, он имел успех не только у нас в стране, но и за рубежом. Факты говорят сами за себя. «Попрыгунья» заработала приз «Серебряный лев святого Марка» I степени и «Кубок Пазинетти», премию кинокритиков за лучший иностранный фильм, Венецианского кинофестиваля, а также премию Юсси (Финляндия) в категории «Лучшая женская роль».
Думается, что так высоко оценили фильм не только из-за качественной режиссерской работы. Не только из-за талантливых актеров (одна троица Людмила Целиковская -Сергей Бондарчук-Владимир Дружников чего стоит). А, конечно, потому, в первую очередь, это Чехов. Безоговорочно почитаемый на Западе русский классик.
А еще, наверное, потому что «Попрыгунья» посвящена очень актуальной в любой стране и в любой эпохе проблеме. Проблеме человеческого легкомыслия.
Главная героиня «Попрыгуньи» Ольга Ивановна – та еще дамочка. Живет за счет своего «неинтересного» (как она сама считает) мужа. Абсолютно беззаботна. Напоминает легкокрылую пеструю бабочку или блестящую, яркую попрыгунью-стрекозу (откуда и название). Оленька – молодая, жизнерадостная женщина.
Любит развлечения, общение со знаменитостями из мира богемы. А иногда и увлекается, заходит слишком далеко: например, позволяет себе открытую супружескую измену с художником Рябовский. А главное, она настолько занята собой, своими выдуманными страстями, своими иллюзорными увлечениями, что совершенно не замечает по-настоящему важного в ее жизни человека – мужа.
А муж ее, доктор Дымов, между тем – единственный персонаж в фильме, который вызывает искреннее сочувствие. Это настоящий русский интеллигент. Преданный своей благородной профессии. Он вовсе не бесхарактерный подкаблучник. Просто любит свою жену безмерно. Потому и великодушно потакает ее слабостям. Относится к ней, как к неразумному ребенку, который не ведает что творит.
И вот расплата настигает Оленьку-попрыгунью.
Выполняя свой врачебный долг, доктор Дымов заразился дифтеритом. Как понимаем, в те времена это было смертельно…
И беззаботная Оленька рыдает у постели умирающего мужа. И мы, зрители, верим, что ее раскаяния искренни. Мы понимаем также, что легкомысленная кокетка осознала: её «ничем не примечательный», «скучный» муж на самом деле и есть та самая «выдающаяся личность», которую она искала так долго.
Ни у Чехова, ни в фильме по его рассказу нет открытого осуждения Оленьки. Скорее, витает мысль о том, что героиня сама накажет себя угрызениями совести.
И еще хочется заметить, что выбор на роль «попрыгуньи» Людмилы Целиковской – попадание точно в цель. Как известно, актриса в жизни сама чем-то напоминала чеховскую героиню. Была увлекающейся натурой. Четыре раза выходила замуж. Вовсе не задумываясь, бросалась в любовные омуты. Оставляла безоглядно тех, кто ее любил. Такова была история с Михаилом Жаровым…
Интересно еще и то, что у героев «Попрыгуньи» есть прототипы. Прообразом Ольги Ивановны была некая Софья Петровна Кувшинникова, русская художница XIX века. А вот живописец Рябовский во многом напоминает «мастера русского пейзажа» Исаака Левитана, которого А. П. Чехов хорошо знал.