«Кстати, традиция украшения ѐлки тоже сугубо христианская. По преданию, когда родился Христос, это знаменательное событие праздновала вся природа. Стоявшая рядом пальма подарила Иисусу финики, яблоня – яблоки, каждое растение принесло в дар свои плоды. Единственный, кто не мог сделать этого – ель. И тогда свыше на нее упал звездный дождь и украсил ель так, что изумились все вокруг».
Я бы тоже изумилась, увидев ёлку в Израиле. Гугл выдал мне несколько опций хвойных. Сосна алеппская (Pinus halepensis) является единственным представителем дикорастущих видов сосен в Израиле. На основании археологических раскопок есть основания предполагать, что в дикой природе Израиля в прошлом встречался Кипарис вечнозелёный (Cupressus sempervirens). Сейчас, когда традиция наряжать ёлку распространилась по всему миру, в Израиле продают Кипарис аризонский (лат. Cupressus arizonica) или Араукарию разнолистную (Araucaria heterophylla). Тем не менее, почти 2022 года назад найти елку и осыпать звездным дождем в Вифлееме было нелегкой задачей.
Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу, причем весной. Новолетие у нас приходилось на март, а вот в декабре мы праздновали зимнее солнцестояние. В Европе встреча Нового года с хвойными началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов. В канун праздника люди шли в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпицами, после чего вблизи дерева проводились различные обряды. Со временем деревца стали срубать и приносить в дом. Христиане боролись с «языческой традицией», но стерпелись.
Большинство ученых склоняются к тому, что традиция наряжать рождественскую елку окончательно оформилась в XVI веке. Немалую роль в закреплении статуса ели сыграли и браки между представителями знатных родов. Немецкие принцессы, выходя замуж, прививали обычай в новых домах. Вскоре елку наряжали в Австрии, Англии, Франции, Чехии, Голландии, Дании и других странах Старого Света. В Америке новогодние елки также появились благодаря немецким эмигрантам. Вначале их украшали свечами, фруктами и сладостями, позднее на ветви стали вешать игрушки из воска, ваты, картона, а впоследствии и из стекла.
В Россию традицию праздновать Новый год вместе с другими иноземными обычаями принес Петр I. В 1699 году он ввел новый календарь и учредил праздник, заменивший Новолетие. Царь повелел подданным украшать дома и большие проезжие улицы ветками елей, сосен и можжевельника или целыми хвойными деревьями. Но ель у славян считалась символом смерти, и за 50 лет традиция так и не прижилась – ушла вместе со смертью Петра.
Но было одно место, где елка все-таки осталась – им, как ни странно, оказался кабак! Дерево привязывали к колу и устанавливали на крыше или у ворот заведения. Это был своего рода опознавательный знак. Из-за этого кабаки в народе стали называть «елками». Появились такие выражения, как «пойти под елку» или «упасть под елку» (отправиться в кабак), «елку поднять» (пьянствовать), «елкин» (состояние алкогольного опьянения). Вернулась ель в качестве новогодню-рождественского символа в Россию лишь в XIX веке.
В Израиле же до сих пор разгораются споры по поводу того, ставить елку или нет. Депутат городского совета Ришон-ле-Циона Алон Белан предлагал в 2018 году поставить городскую ёлку – напирал на то, что в ней «нет никаких чуждых штучек». Но религиозные парламентарии указали ему на наличие христианского начала в рождественской ёлке – на их взгляд, для Израиля это оскорбительно и чуждо. Ёлку в торговом центре в Ашдоде заместитель мэра города и депутат фракции ШАС – партии ортодоксальных сефардов – назвал «позором и провокацией» и тоже потребовал убрать.