Ошибки восприятия: психологические эффекты, искажающие действительность.

475 прочитали

Мы склонны верить своим представлениям об окружающей действительности. Но всегда ли наше восприятие объективно? Если мы посмотрим на других, то заметим, что это не так. Одни постоянно клянут судьбу, хотя сами совершают немало ошибок. Другие любую мелочь воспринимают как катастрофу, не видя простых способов решения проблемы. Третьи уверены, что все окружающие только на них и смотрят, только о них и думают. Следовательно, мы сами тоже способны воспринимать окружающее с искажениями или ложными установками.

Мы склонны верить своим представлениям об окружающей действительности. Но всегда ли наше восприятие объективно? Если мы посмотрим на других, то заметим, что это не так.

Ошибки восприятия не так уж безобидны, потому что создают шаблоны мышления. В психологии есть понятие «когнитивное искажение» - нелогичное умозаключение, основанное на глобальных выводах из единичных ситуаций. Существует несколько типичных и распространённых ошибок восприятия.

  • Эффект публики.

Присутствие других людей помогает нам лучше справляться со знакомым делом. Если же это что-то новое или плохо освоенное, то сторонние наблюдатели нас нервируют, заставляя ошибаться. Чужие люди (особенно те, от которых мы ждём оценки или одобрения) создают стрессовую ситуацию, а в ней все ведут себя по-разному. Поэтому нужно заранее продумать, какой эффект вызовет чужое присутствие, если вы собираетесь выступать с докладом, выходить на сцену или представлять свой проект.

  • Эффект прожектора.

Люди уверены, что представляют постоянный интерес для окружающих. Если сегодня вы вышли из дома без макияжа или по пути на работу вас обрызгала машина, то вам кажется, что все на вас смотрят, замечая ваше несовершенство. Ощущение такое, что на ваши недостатки направлен луч прожектора. Но, скорее всего, никто и не заметит, что с вами не так. Каждый занят собой и своими проблемами. А вот прожектор вы можете включить сами, если скажете соседке в метро: «Не обращайте внимание, это меня машина забрызгала». Или встретившемуся знакомому: «Ой, это ты? А я выскочила в магазин, даже накраситься не успела».

  • Эффект Барнума – Форера.

Мы склонны верить описанию нашей личности, если думаем, что человек сделал описание лично для нас. Узнали гороскопы? Мы читаем общие фразы, но всегда находим что-то о себе. Этим пользуются гадалки, экстрасенсы, мошенники. Наша вера их словам усиливается, если они дают позитивные характеристики или благоприятные прогнозы, если используются абстрактные формулировки, а говорящий пользуется авторитетом.

  • Самогипноз (Эффект Пигмалиона).

Мы способны к самопрограммированию, т.е. настраиваем себя определённым образом. Вера в удачу придаёт нам силы, а ожидание неудачи создаёт препятствия. Слова руководителя «Я знаю, что с этим заданием только Вы можете справиться» заставляют Вас использовать максимум ресурсов. Если же ребёнку говорят: «И не старайся! Всё равно ничего не получится!», то ему будет гораздо труднее достичь результата.

  • Эффект свидетеля.

Индивидуальная ответственность всегда более результативна, чем коллективная. Если несколько человек видят проблему, то они надеются, что её решит кто-то другой. Если же никого другого рядом нет, то человек скорее проявит инициативу. Это подтверждают и дорожные происшествия, и оказание помощи человеку, которому внезапно стало плохо в общественном месте. Об этом и поговорка: «У семи нянек дитя без глазу».

  • Иллюзия связи.

У каждого из нас есть стереотипы, причины появления которых мы можем и не знать. Одни уверены, что «Все блондинки глупы». Другие, что «Все мужчины полигамны». Третьи, что «В понедельник нельзя начинать новые дела». Когда-то у нас (или в обществе) возникла взаимосвязь между двумя событиями или вещами. И мы в эту взаимосвязь поверили. Вот вам и стереотип. На первом рабочем месте была женщина-начальник, не умеющая организовать работу коллектива. И человек установил взаимосвязь: «Женщина - плохой руководитель». И этой иллюзии верит.

  • Эффект тамагочи.

Сегодня молодёжь не знает, что такое «тамагочи», но в девяностые это была любимая многими детьми игрушка. Электронное существо нужно было кормить, поить, укладывать спать – следить за ним постоянно. У ребёнка формировалась эмоциональная зависимость от игрушки. Когда тамагочи умирал, ребёнок испытывал настоящий стресс. Сегодня место тамагочи заняли различные гаджеты, а зависимость у некоторых детей и взрослых превратилась в болезненную.

  • Эффект Зейгарника.

У нашей памяти есть интересное свойство: завершённые действия мы забываем быстрее, чем незавершённые. То же можно сказать и про отношения. Нам всегда хочется доделать, договорить, дорешать, поставить точку. Иначе энергия, которую мы на это должны были направить, преобразуется в напряжение и тревожность. Если мы закончим начатое, то наступает облегчение.

Зачем человеку знать об этих психологических эффектах? Конечно, чтобы объективно воспринимать действительность и адекватно на неё реагировать.