Найти тему

История из жизни + советы по поведению в конфликте

Ситуация такая: я учился в школе, не в меру прогрессивное руководство, которой посчитало отличной идеей ввести 10-ти балльную систему оценок. Причём 1 в переводе на 5-ти балльную 1, а 8 – 5. Внимание вопрос: для чего ещё 2 балла?)

Вот и моя бабушка не поняла: для перевода в 5-ти балльную систему делила оценку на 2.

Вот таблица, как считала она, и как считали учителя:

-2

Чувствуете, где проблема?)

За 6 лет учёбы ни я, ни учителя так и не смогли убедить в правильности методики в левом столбце. А бабушка очень ценит образование и считает, что без него никуда. А без хорошей учёбы в школе не поступить в ВУЗ, по её мнению, а значит не найти хорошей работы. За хорошие оценки хвалили, за плохие - ругали. Тут бы я мог начать долго рассказывать, почему дети так по-разному реагируют на похвалу и критику, но надо затрагивать ранний возраст, поэтому давайте в другой раз, дабы н превратить статью в том Войны и мира) Для меня похвала и критика значили очень много. А чтобы быть по мнению бабушки отличником, нужны вы поняли, какие результаты. Я в школе учился на 4-5, больше пятёрок, троек почти не было. Т.е. в среднем оценки были 6-8, а воспринимали это как 3-4.

За время учёбы мой пытливый ум придумал огромное количество стратегий, чтобы избежать критики: объяснять учителю ситуацию и вызывать симпатию, манипулировать учителем, переводить тему с разговора про оценки, терять дневник, имитировать внезапно начавшуюся боль в животе или голове, терять тетради, отстаивание своей позиции перед бабушкой слезами, криками, резким выражением эмоций, демонстрацией разочарования. Это то, что я вспомнил.

Все эти стратегия поведения естественно не несли пользы, однако, они закрепились и во взрослой жизни я делал ровно то же самое. В какой-то момент объём каши в котелке превысил все мыслимые пределы и решил пойти к психологу. Со временем я с помощью и поддержкой психолога увидел неэффективность таких моделей, сформировал более эффективные, разобрался со своим отношением к бабушке и со своим отношением к её отношению ко мне.

Какие выводы:

  1. Ни один человек не может напрямую изменить другого человека. Вы только можете высказать свою мнение, предъявить аргументы. Прислушается он или нет, вы не знаете. Тем более это актуально с начальством. Даже, если вы считаете его неправым, не нужно ставить его об этом в известность. Скорее всего он понял ваше мнение и не согласен с ним.
  2. Прошлый пункт можно отнести и к отношениям. Если объект симпатии не отвечает взаимности или партнёр не понимает, зачем менять квартиру, есть вероятность, что их мнение отличается от вашего. Или человек не понимает ваших намёков.
  3. Важнее не то, как в вашей работе относится кто-то другой, а ваше собственное отношение. Это умение ценить себя и свой труд.
  4. Оценка со стороны чаще всего не имеет непосредственной ценности. Даже, если это KPI за выполнение плана. Вы всё равно остаётесь хорошим специалистом. Если низкая оценка обоснована, проведёте работу над ошибками.
  5. Если оценка не обоснована, позицию свою нужно отстаивать аргументированно и корректно. Переход на повышенные тона чести вам не сделает и чаще всего приводит к обратному результату.
  6. Если собеседник остался при своём мнении, принять этот факт и оценить возможные последствия. Необоснованное обвинение в краже товара на 200 000 рублей и устное замечание за шум в офисе, который исходит не от вас, совершенно разные ситуации. Наверное, не стоит с одинаковым воодушевлением отстаивать свои права в любой ситуации.
  7. Если будете очень настойчивы, вы возможно даже переспорите собеседника, который согласится, чтобы вы отстали. Но отношение к вам изменит в худшую сторону.
  8. Пока вы злитесь, потому что вас злят, вы зритель собственной жизни. Таким человеком очень легко манипулировать. Ситуацию трезво оценить сложнее. Один из самых важных навыков человека — быть причиной собственных реакций. Меня злят, а я не злюсь. При желании можно и злиться, но уже я решаю, какую эмоцию буду испытывать и что буду делать.
  9. Взрослая жизнь — это про коммуникацию. Ребёнком я на бабушку обижался, а сейчас — давно нет. Общение с человеком скорее всего не прекратится на этом разговоре, конечно, если не поспособствовать. Вы продолжите общаться с этим коллегой, начальником или родственником. Будете его регулярно видеть. Будут люди, которые знают про ваше общение. Если вы проявили себя более взросло, окружающие скорее встанут на вашу сторону. А про вашего собеседника у свидетелей ситуации сложится скорее негативное представление.

Пройдя столь длинный путь личного роста, с помощью профессиональных навыков психолога, я могу научить изменить своё отношение к ситуации и модели поведения. Для меня самый важный критерий успешности — сравнение себя сейчас и год назад. Процесс изменения себя может быть длительным, но я знаю возможные сложности и помогу его пройти. А конечный результат, будет зависеть от вас.