Найти в Дзене
Михаил Гаврилин

Очередная тема о катушках или как они умирают. Борьба с некомпетентностью.

Приветствую тебя читатель, а особенно подписчик.

Препарированный экземпляр. Фото А. Губанова.
Препарированный экземпляр. Фото А. Губанова.

Уже несколько раз давал себе зарок не вступать в бесполезные дискуссии ни к чему не приводящие. Но, очередной раз прочитав явную ересь на одном из рыболовных каналов, удержаться не смог. Я даже удостоился БАНА!!! Не буду пересказывать, речь шла об "убивании главных пар" спиннинговых катушек. Рациональное зерно в статье было, но и чуши немало, особенно в комментариях зашкалило. Улыбнуло про макание катушки в грязь, потом в воду, потом стряхнуть. Попробую просто перечислить истинные причины умирания деталей и механизмов в спиннинговых безынерционных катушках. Современная спиннинговая безынерционная катушка является сложным механизмом, её грамотная безупречная работа зависит от многих факторов. Пишу, в первую очередь, для начинающих рыболовов, стремящихся к получению новых знаний. Комментарии закрою, так как этот материал не ради хайпа и холивара, а исключительно для информирования желающих получить грамотную информацию основанную на многолетнем опыте рыболовов и мастеров по ремонту и обслуживанию.

Мёртвое ожерелье. Фото А. Губанова.
Мёртвое ожерелье. Фото А. Губанова.

Порядок факторов произвольный.

Итак:

Раздел 1 - заводские проблемы.

1. Некачественные комплектующие и материалы. (подшипники, материал ГП и т.д.) Этот фактор особенно актуален для представителей супердешманского класса нонэйм подвал Китай. Но иногда и у более именитых встречается.

Совет! Иногда очень хочется добавить лишний подшипник в катушку. Не ведитесь на покупку первого попавшегося с копеечной ценой! Он может быть отвратительного качества. Сначала внимательно изучите этот вопрос или отдайте знающему человеку.

2. Неправильная регулировка механизмов (в первую очередь зазоры шестерён работающих в зацеплении друг с другом). Как пример - зажатая главная пара очень быстро стачивается и начинает рычать.

Износилась немного. Фото А. Губанова.
Износилась немного. Фото А. Губанова.

3. Некачественные смазочные материалы, их избыток или недостаток. (Да, использовать "солидол" везде не рекомендуется. В хорошо настроенных и обслуженных катушках может использоваться до 6 типов различной смазки. ) Проблемы из-за этого пункта всё равно возникнут раньше или позже, так как имеют накопительный характер (интенсивность эксплуатации). Если ловите пару раз в год - скорее всего прокатит. Но как же работает та же китайская Цуриноя на синтетике!!!

Аналогия с машинами: Попробуйте залить в задний мост, раздатку или коробку не то масло. Сразу ездить не перестанет, но и окончательный результат будет безрадостный.

Немного "солидола". Фото А. Губанова.
Немного "солидола". Фото А. Губанова.

4. Естественный эксплуатационный износ. Если с катушкой всё нормально, то до него очень далеко.

Раздел 2 - человеческий фактор. Тут приведу некоторые причины, по которым происходит ускоренный выход из строя узлов и механизмов.

1. Попадание воды или песка внутрь катушки или подшпульный узел. В большинстве бюджетных катушек водовлагозащита не предусмотрена. За этим должен следить сам рыболов. Попадание воды - приводит к нарушению консистенции и вымыванию смазок, старту процесса коррозии на неустойчивых к ней деталях. Очень часто, первыми начинают гудеть подшипники. Песок - выполняет роль абразива и быстро стачивает поверхность трущихся деталей.

Справка: У Шимано водозащищённость начинается с Nasci, у Daiwa с Fuego.

2. Применение в неподходящих условиях. Тут всё просто. Примерно как на Патрол поставить колёса, от легковушки. Вроде и поедет, да не так, а дальнейшая эксплуатация приведёт к более быстрому, но не явному износу агрегатов подвески, а также получим из джипа уродца потерявшего основные характеристики. Так же выглядит применение катушек с быстрыми передатками на тяжёлом джиге, или ультралайтовых катушечек на среднетяжёлом джиге.

3. Неправильная эксплуатация. (Силовое вываживание крупной рыбы или вытаскивание груза катушкой.)

Немного поломалась. Фото А. Губанова
Немного поломалась. Фото А. Губанова

4. Неправильные условия хранения. И опять, свидетели секты "и так сойдёт" скажут, что на это наплевать, а моя китайская катушка уже двадцать лет среди хлама в гараже валяется, но периодически берётся на рыбалку и работает. Может и так (в Вашем понимании), но одно то, где и как Вы храните катушку говорит о Вашем отношению к рыбалке, снастям и рыбалке в целом.

После рыбалки, катушку желательно просушить. Даже если она влагозащищенная! Я, обычно, протираю мягкой тряпочкой, храню в проветриваемых чехлах или боксах.

Надо понимать, что для того, чтобы действительно убить (так, чтобы не крутилась совсем или развалилась) современную спиннинговую катушку нужно очень постараться. Некоторые люди будут ловить с гудящими подшипниками, хрюкающей ГП и люфтами размером с Марианскую впадину до талого. А потом рассказывать про солидол и воду. Мол она же работает!!! Как я уже сказал, не важен тип и марка. Важно состояние и отношение. У меня прекрасно уживаются, как китайцы так и японцы. Все они ПОЛНОСТЬЮ исправны и доставляют удовольствие от их использования.

Друзья, абсолютно не важно какая у Вас катушка или спиннинг, на какой машине Вы ездите и сколько квадратов в Вашем жилье. Важно то, как Вы относитесь ко всему, что у Вас есть и, что Вас окружает.

И опять аналогия с автомобилями, уж простите, тоже близкая мне тема. Кто-то может ездить на ГРАНТЕ (КАЛИНЕ, ЛОГАНЕ, КРУЗАКЕ) в прекраснейшем ухоженном состоянии. И любо-дорого на такую машину посмотреть и на ней ехать. А кто-то на таком же автомобиле ездит (тоже ездит!) в полностью ушатанном состоянии с пропуканным и прокуренным салоном, громыхающем и стучащем как ведро с болтами. Оба ездят. Только один всегда получает кайф, а другому поплевать. Ну встанет, тогда приколхозит что-то, солидолом подмажет, а потом будет продавать "не бита, не крашена, на отличном ходу". Я на таких насмотрелся...

Всех проблем с катушками, перечисленными мной выше, можно избежать. Для этого, при обладании определёнными навыками (а их можно приобрести в том числе благодаря интернету), нужно следить за состоянием Ваших рыболовных помощников, ну а если этих навыков нет, очень полезно обратиться к специалисту.

Не принимайте близко к сердцу мои вышенаписанные строки. Я понимаю, что есть люди, которые воспримут мою статью по разному. Например так, как я описал ниже.

"Все, что он тут лепит - это фуфло и вытягивание бабла из меня ( А у меня его просто нет и в этом истинная причина, нужно просто иметь силы в этом признаться), и так сойдёт, а я умнее их всех.

Очень надеюсь, что грамотных и адекватных людей больше.

Всем здоровья! Ни хвоста, Ни чешуи!

Подписывайтесь на канал.

С уважением, Михаил Гаврилин.